Летом традиционно рапортуют о своих успехах судостроители. Пока открыта навигация, со стапелей уходят к заказчикам большие и малые корабли и катера. Как обстоят дела в этой отрасли промышленности, разбирался наш корреспондент.
Центрами судостроения в регионе по-прежнему остаются Ярославль и Рыбинск. На сегодняшний день в отрасли работают пять предприятий – это Ярославский судостроительный завод, «Вымпел», «Рыбинская верфь», «Верфь братьев Нобель» и «Паритет-Центр», на которых заняты около 3 тысяч человек.
Семь футов под килем… обеспечим сами
Уже третье в этом году судно сошло со стапелей ЯСЗ, отметившего в прошлом году свой вековой юбилей. Это дноуглубительный несамоходный земснаряд проекта РДБ 66.42М. Ему не надо по старой морской традиции желать семь футов под килем. Его предназначение – углублять фарватеры, каналы, рейды, разрабатывать и отправлять поднятый со дна водоема грунт по плавучему пультопроводу. А еще – намывать дамбы.
Выглядит корабль внушительно. Его длина – более 65 метров, а водоизмещение – около 900 тонн. После испытаний он будет передан заказчику – Министерству обороны России – и отправится в порт приписки на Каспии.
По заказу военного ведомства на Ярославском судостроительном заводе будут построены еще два таких судна.
Основанное в 1920 году предприятие выпускает корабли любой сложности – от малых катеров до крупных морских и речных судов водоизмещением до 3400 тонн.
– Так, в июле 2020 года на воду был спущен катер-нефтесборщик проекта Р2114. Осенью прошлого года заложены два пограничных сторожевых корабля проекта «Гюйс». Крымскому управлению Пограничной службы ФСБ России передан сторожевой корабль проекта 10410 «Балаклава», Минобороны РФ сданы два буксира проекта 23470, – рассказал заместитель председателя правительства Ярославской области Максим Авдеев.
Рожденные в Рыбинске
А траулер, заложенный на входящей в группу компаний «Калашников» рыбинской «Верфи братьев Нобель», предназначен для дальневосточных промысловиков.
Среднетоннажное рыболовное судно проекта Т40В в перспективе сможет осуществлять промысел рыбы посредством донного или пелагического тралов, доставлять улов в порт или перегружать его на плавбазу прямо в море.
Всего до 2023 года в Рыбинске планируют построить четыре рыболовных траулера данной модели.
Предприятие выпускает военные и гражданские корабли, а также технику специального назначения, занимается ее переоборудованием и модернизацией.
На рыбинском судостроительном заводе «Вымпел», который находится в процессе перехода в группу Объединенной судостроительной корпорации, в середине июля состоялась торжественная закладка катера специального назначения проекта 21980 «Грачонок» по заказу Министерства обороны РФ.
– Я уверен, что девятый по счету катер «Грачонок» будет сдан заказчику вовремя. Все возможности у завода для этого есть, технологии отработаны. Сейчас мы реализуем программу в рамках национального проекта «Производительность труда», и это обязательно приведет к положительным результатам, – уверен генеральный директор ССЗ «Вымпел» Евгений Норенко.
Ранее «Вымпел» сдал четыре «Грачонка» для Северного флота и еще четыре – для морских частей войск Национальной гвардии РФ.
1 июня здесь спустили на воду морской транспорт вооружения проекта 20360М «Геннадий Дмитриев» – самое большое судно в истории предприятия, к тому же имеющее ледовый класс, а значит, способное работать в Арктике.
На предприятии большие надежды возлагают на технический прогресс. Возможно, уже скоро наступят времена, когда части корабля – а то и его корпус целиком – будут печатать на 3D-принтере из высокоточной стали и титана, задав такую форму, которую невозможно получить любым другим методом.
С одним из крупнейших мировых исследовательских центров в области кораблестроения и проектирования – ФГУП «Крыловский государственный научный центр» – заключено соглашение о сотрудничестве в сфере адаптации аддитивных технологий к специфике судостроительной отрасли с последующим внедрением в производство.
Послойное наращивание и синтез объекта с помощью компьютерных 3D-технологий – это новый шаг в развитии судостроения, и символично, что рыбинский «Вымпел» – первое профильное предприятие, обратившееся в этот центр с инициативой о практическом применении инноваций.
Судостроение в регионе развивается и имеет положительную динамику. За 2020 год объем отгруженной продукции вырос в 1,6 раза.
Посетивший в свое время завод генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов заявил о планах развивать в Рыбинске крупносерийное малотоннажное судостроение.
– Если у нас это получится, на Волге появится новый отечественный лидер в сфере строительства маломерных судов, которые пользуются спросом у наших граждан, – поделился перспективами Алексей Рахманов.
С прицелом на будущее
На Международном военно-морском салоне – 2021, одной из крупнейших в мире выставок в сфере кораблестроения, заводы региона были представлены достойно.
– Ярославские предприятия судостроительной отрасли обладают колоссальным опытом и собственной конструкторской и инженерной школой. С верфей сходят уникальные корабли, которые становятся гордостью отечественного флота, в том числе и гражданского, – подчеркнул Максим Авдеев. Инновационные технологии, применяемые в отрасли ярославскими производителями, уже зарекомендовали себя как высококонкурентные. Некоторые проекты не имеют аналогов и вызывают большой интерес на зарубежных рынках.
Помимо различных моделей судов у нас на Ярославской земле производятся инновационные газотурбинные двигатели, морские лакокрасочные материалы и передовые средства спасения.
На Петербургском международном экономическом форуме губернатор Дмитрий Миронов и глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов подписали соглашение об обеспечении предприятий региона заказами до 2027 года.
– Мы видим большой потенциал Ярославской области в программах импортозамещения, – сказал Алексей Рахманов. – Будем рады, если ваши предприятия встроятся в нашу производственную цепочку. Регион может сделать большой вклад в развитие морского и речного туризма, бизнеса и укрепление обороноспособности страны.
– Внедрение новых технических решений, профессиональные кадры позволяют нашим судостроителям оставаться в числе лидеров отрасли, – отметил губернатор области Дмитрий Миронов. – На верфях пяти заводов в Ярославле и Рыбинске строят корабли самых разных модификаций как военного, так и гражданского назначения. Объединенная судостроительная корпорация – надежный партнер в работе по реализации совместных проектов. Она помогает встраивать наши предприятия в производственные цепочки, получать новые заказы для них, финансирует научные разработки ярославских конструкторов.