Прошлой осенью только из Дзержинского района Ярославля собранные во дворах старые автопокрышки еженедельно вывозили КамАЗами. В этом году местные власти обещали такого безобразия в областном центре не допускать: нарушителей строго наказывать, а добросовестным автомобилистам дать возможность сдавать шины на переработку.
«Обувь» – в утиль
– Ты куда колеса сгружаешь? На контейнерной площадке им не место. Вези в приемный пункт! – кричит мужик в зеленом жилете коммунальщика парню, выбрасывающему из багажника изношенную резину.
– Так там за них плату потребуют, а лишних денег у меня нет. Чем этим шинам в придорожной канаве валяться, пусть лучше здесь на виду лежат, глаза мозолят – так быстрее уберут! Иначе зачем я за вывоз мусора плачу? – парирует тот. И, сделав свое черное дело, уезжает.
В прошлом году по осени, в сезон массового «переобувания» автомобилей, старой резиной были завалены контейнерные площадки и пустыри Ярославля. К твердым коммунальным отходам покрышки не относятся, поэтому мусоровозы, обслуживающие жилые микрорайоны, имеют полное право объезжать их стороной. Вот и приходилось территориальным администрациям решать проблему в ручном режиме.
– Мы мониторили территорию и очищали ее от мусора, собирая выброшенные шины целыми КамАЗами или тракторными тележками. Еженедельно отправляли на переработку по несколько тонн, – поясняет первый заместитель главы Дзержинского района Ярославля Сергей Карханов.
А так как на утилизацию принимают только чистую резину, покрышки, извлеченные из грязи на улице, нередко сначала отправляли в «баню» – то есть везли на автомойку, потому что иначе их никто не принял бы в работу. Но наведенному порядку жители и местная власть радовались недолго: накатывала новая волна переобувания машин, и старые покрышки вновь появлялись на контейнерных площадках, на газонах, на обочинах дорог. Не в одном Дзержинском районе такая картина – практически по всей области.
В то же время, как это ни парадоксально, ярославские переработчики шин жалуются на... дефицит сырья.
– Ярославский регион не обеспечивает наших потребностей в нем, мы привозим автопокрышки из Ивановской, Костромской, Архангельской областей, – удивляет нас представитель специализирующегося на переработке авторезины НПО ВТОРМ Юлия Конюхова. – Эта проблема тем более остра, что мы увеличиваем производительность нашего оборудования: если весной прошлого года выпустили 54 тонны резиновой крошки в месяц, то в конце года уже 140 тонн.
В планах предприятия выйти на 10 тонн выпускаемой продукции в сутки. Для этого прием отходов в переработку придется наращивать.
– Это инновационное производство улучшает экологический климат в регионе за счет постоянной переработки резиновых отходов. Дальнейшая реализация проекта при финансовой поддержке государства позволит создать новые рабочие места, увеличить налоговые поступления в бюджет региона и сделать вклад в развитие новой экологической политики Ярославской области, – рассказала директор департамента инвестиций и промышленности ЯО Галина Пенягина.
В отличие от компаний, которые утилизируют изношенные шины методом сжигания и термического разложения – пиролиза, инновационное предприятие ООО «НПО ВТОРМ» с 2014 года занимается их переработкой в резиновую крошку. Из нее можно производить экологически безопасную продукцию: покрытия для спортивных и детских площадок, садовых дорожек, складов и магазинов. Инноваторов поддерживает государство – на протяжении четырех лет они были резидентами Ярославского бизнес-инкубатора, пользовались льготами и получили от правительства области субсидию на оборудование – почти 750 тысяч рублей. Компания прошла акселератор GenerationS по направлению «SMART-SITY» от Российской венчурной компании, включающий пакет образовательных программ и курсов в сфере инновационных технологий, после чего Фонд содействия инновациям выделил ей грант в 2 миллиона рублей. А в прошлом месяце при содействии региональной Корпорации развития малого и среднего предпринимательства она подала заявку на новый конкурс, победители которого могут рассчитывать на грант в 3 миллиона.
Переработка денег стоит
Все понимают, что утилизация шин и резиновых технических изделий – дело важное и нужное: в природе резина может разлагаться не одну сотню лет и все это время выделять токсичные вещества, загрязняющие окружающую среду. Столь же очевидно, что утилизация стоит денег, но платить за нее из своего кармана готовы не все.
– Предприятия всех форм собственности обязаны сдавать шины на переработку. Они должны заключать договор на утилизацию покрышек и получать акт об утилизации шин. К сожалению, остается немало тех, кто пытается игнорировать экологические требования. Они не хотят платить 1000 рублей за тонну старых колес для грузовых автомобилей или 2000 рублей – за 100 легковых и просто выбрасывают их куда попало, – сожалеет Юлия Конюхова.
А вот рыбинский предприниматель Антон Матавкин заявил, что готов задаром принимать старые колеса в специально организованном пункте. По его словам, на недавно запущенной линии можно переработать все автомобильные шины, которые отбраковываются транспортом его родного города.
– Для автолюбителей эта услуга бесплатная, для предприятий установлена такса. Если у нас машина свободна, мы порой даже сами выезжаем за утильсырьем, – сообщил бизнесмен.
Правда, бесплатный период обещан им только до середины лета. А дальше – «видно будет».
Пока неизвестно, на каких условиях будет осуществляться утилизация резины на полигоне «Скоково» под Ярославлем, где построен и проходит лицензирование новый комплекс по дроблению отходов. Это целый завод, способный превращать старую резину, спиленные деревья и обветшавший железобетон в то, что можно снова пустить в производство. Из бетона будут получать песок и крошку. Железо пустят на переплавку. Дерево измельчат в опилки. А шины пропустят через конвейер, на котором сначала отделят металлический корд, а потом резиновое «мясо» нашинкуют до мельчайших частичек. Правда, запустить производственные линии в эксплуатацию можно будет лишь после увеличения энергетических мощностей. Сейчас этот вопрос решается. Как пояснил директор департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области Дмитрий Пеньков, это первый в Ярославской области комплекс по переработке отходов, построенный при поддержке Федерации. В текущем году планируется значительное увеличение субсидий из федерального бюджета на данные цели. Не зря в своем послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин заявил, что необходимо «сформировать цивилизованную и безопасную систему переработки отходов», а также необходимо повысить долю обработки отходов с сегодняшних 8 – 9 до 60%.
Условия для утилизации созданы. Дело за малым: отладить такую схему оборота отходов, чтобы не загрязнять природу было еще и экономически выгодно. Например, сдал некоторое количество старых шин – получил скидку на приобретение новых. Все шинные предприятия платят экосбор, часть его можно направить на внедрение безотходных технологий. Над этим и предстоит поработать.
Справка
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса об административных правонарушениях за сжигание, захоронение отработанных покрышек предусмотрен административный штраф: на граждан от 1000 до 2000 рублей, на должностных лиц от 2000 до 30000 рублей, на предпринимателей от 2000 до 50000 рублей, для предприятий от 10000 до 250000 рублей.
Если покрышки были выброшены и это создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, если нанесен значительный ущерб природе, ответственность может быть и уголовной. За деяния, которые повлекли смерть или массовое заболевание людей, предусмотрено лишение свободы на срок от 3 до 8 лет. Создавшие экологический катаклизм могут сесть на 5 лет.
При угрозе причинения вреда: штраф в размере от 200 до 500 МРОТ или лишение свободы до двух лет.