Охота на колеса. Как в Ярославле ведут борьбу с бесхозными шинами

17.03.2019 4:05 0

Охота на колеса. Как в Ярославле ведут борьбу с бесхозными шинами

Прошлой осенью только из Дзержинского района Ярославля собранные во дворах старые автопокрышки еженедельно вывозили КамАЗами. В этом году местные власти обещали такого безобразия в областном центре не допускать: нарушителей строго наказывать, а добросовестным автомобилистам дать возможность сдавать шины на переработку.

«Обувь» – в утиль

– Ты куда колеса сгружаешь? На контейнерной площадке им не место. Вези в приемный пункт! – кричит мужик в зеленом жилете коммунальщика парню, выбрасывающему из багажника изношенную резину.

– Так там за них плату потребуют, а лишних денег у меня нет. Чем этим шинам в придорожной канаве валяться, пусть лучше здесь на виду лежат, глаза мозолят – так быстрее уберут! Иначе зачем я за вывоз мусора плачу? – парирует тот. И, сделав свое черное дело, уезжает.

В прошлом году по осени, в сезон массового «переобувания» автомобилей, старой резиной были завалены контейнерные площадки и пустыри Ярославля. К твердым коммунальным отходам покрышки не относятся, поэтому мусоровозы, обслуживающие жилые микрорайоны, имеют полное право объезжать их стороной. Вот и приходилось территориальным администрациям решать проблему в ручном режиме.

– Мы мониторили территорию и очищали ее от мусора, собирая выброшенные шины целыми КамАЗами или тракторными тележками. Еженедельно отправляли на переработку по несколько тонн, – поясняет первый заместитель главы Дзержинского района Ярославля Сергей Карханов.

А так как на утилизацию принимают только чистую резину, покрышки, извлеченные из грязи на улице, нередко сначала отправляли в «баню» – то есть везли на автомойку, потому что иначе их никто не принял бы в работу. Но наведенному порядку жители и местная власть радовались недолго: накатывала новая волна переобувания машин, и старые покрышки вновь появлялись на контейнерных площадках, на газонах, на обочинах дорог. Не в одном Дзержинском районе такая картина – практически по всей области.

В то же время, как это ни парадоксально, ярославские переработчики шин жалуются на... дефицит сырья.

– Ярославский регион не обеспечивает наших потребностей в нем, мы привозим автопокрышки из Ивановской, Костромской, Архангельской областей, – удивляет нас представитель специализирующегося на переработке авторезины НПО ВТОРМ Юлия Конюхова. – Эта проблема тем более остра, что мы увеличиваем производительность нашего оборудования: если весной прошлого года выпустили 54 тонны резиновой крошки в месяц, то в конце года уже 140 тонн.

В планах предприятия выйти на 10 тонн выпускаемой продукции в сутки. Для этого прием отходов в переработку придется наращивать.

– Это инновационное производство улучшает экологический климат в регионе за счет постоянной переработки резиновых отходов. Дальнейшая реализация проекта при финансовой поддержке государства позволит создать новые рабочие места, увеличить налоговые поступления в бюджет региона и сделать вклад в развитие новой экологической политики Ярославской области, – рассказала директор департамента инвестиций и промышленности ЯО Галина Пенягина.

В отличие от компаний, которые утилизируют изношенные шины методом сжигания и термического разложения – пиролиза, инновационное предприятие ООО «НПО ВТОРМ» с 2014 года занимается их переработкой в резиновую крошку. Из нее можно производить экологически безопасную продукцию: покрытия для спортивных и детских площадок, садовых дорожек, складов и магазинов. Инноваторов поддерживает государство – на протяжении четырех лет они были резидентами Ярославского бизнес-инкубатора, пользовались льготами и получили от правительства области субсидию на оборудование – почти 750 тысяч рублей. Компания прошла акселератор GenerationS по направлению «SMART-SITY» от Российской венчурной компании, включающий пакет образовательных программ и курсов в сфере инновационных технологий, после чего Фонд содействия инновациям выделил ей грант в 2 миллиона рублей. А в прошлом месяце при содействии региональной Корпорации развития малого и среднего предпринимательства она подала заявку на новый конкурс, победители которого могут рассчитывать на грант в 3 миллиона.

Переработка денег стоит

Все понимают, что утилизация шин и резиновых технических изделий – дело важное и нужное: в природе резина может разлагаться не одну сотню лет и все это время выделять токсичные вещества, загрязняющие окружающую среду. Столь же очевидно, что утилизация стоит денег, но платить за нее из своего кармана готовы не все.

– Предприятия всех форм собственности обязаны сдавать шины на переработку. Они должны заключать договор на утилизацию покрышек и получать акт об утилизации шин. К сожалению, остается немало тех, кто пытается игнорировать экологические требования. Они не хотят платить 1000 рублей за тонну старых колес для грузовых автомобилей или 2000 рублей – за 100 легковых и просто выбрасывают их куда попало, – сожалеет Юлия Конюхова.

А вот рыбинский предприниматель Антон Матавкин заявил, что готов задаром принимать старые колеса в специально организованном пункте. По его словам, на недавно запущенной линии можно переработать все автомобильные шины, которые отбраковываются транспортом его родного города.

– Для автолюбителей эта услуга бесплатная, для предприятий установлена такса. Если у нас машина свободна, мы порой даже сами выезжаем за утильсырьем, – сообщил бизнесмен.

Правда, бесплатный период обещан им только до середины лета. А дальше – «видно будет».

Пока неизвестно, на каких условиях будет осуществляться утилизация резины на полигоне «Скоково» под Ярославлем, где построен и проходит лицензирование новый комплекс по дроблению отходов. Это целый завод, способный превращать старую резину, спиленные деревья и обветшавший железобетон в то, что можно снова пустить в производство. Из бетона будут получать песок и крошку. Железо пустят на переплавку. Дерево измельчат в опилки. А шины пропустят через конвейер, на котором сначала отделят металлический корд, а потом резиновое «мясо» нашинкуют до мельчайших частичек. Правда, запустить производственные линии в эксплуатацию можно будет лишь после увеличения энергетических мощностей. Сейчас этот вопрос решается. Как пояснил директор департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области Дмитрий Пеньков, это первый в Ярославской области комплекс по переработке отходов, построенный при поддержке Федерации. В текущем году планируется значительное увеличение субсидий из федерального бюджета на данные цели. Не зря в своем послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин заявил, что необходимо «сформировать цивилизованную и безопасную систему переработки отходов», а также необходимо повысить долю обработки отходов с сегодняшних 8 – 9 до 60%.

Условия для утилизации созданы. Дело за малым: отладить такую схему оборота отходов, чтобы не загрязнять природу было еще и экономически выгодно. Например, сдал некоторое количество старых шин – получил скидку на приобретение новых. Все шинные предприятия платят экосбор, часть его можно направить на внедрение безотходных технологий. Над этим и предстоит поработать.

Справка

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса об административных правонарушениях за сжигание, захоронение отработанных покрышек предусмотрен административный штраф: на граждан от 1000 до 2000 рублей, на должност­ных лиц от 2000 до 30000 рублей, на предпринимателей от 2000 до 50000 рублей, для предприятий от 10000 до 250000 рублей.

Если покрышки были выброшены и это создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, если нанесен значительный ущерб природе, ответственность может быть и уголовной. За деяния, которые повлекли смерть или массовое заболевание людей, предусмотрено лишение свободы на срок от 3 до 8 лет. Создавшие экологический катаклизм могут сесть на 5 лет.

При угрозе причинения вреда: штраф в размере от 200 до 500 МРОТ или лишение свободы до двух лет.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

В 2018 году 46% умерших мужчин Татарстана не дожили до 65 лет Более 500 татарстанских семей приобретут жилье по соципотеке Ак Барс Банк и Ак Барс Финанс запустили новый инвестиционный тариф «Сейф» Почтальон, каждый день переплывающая Рыбинское водохранилище, вышла в финал всероссийского конкурса Минтруд РФ: к 2040 году Татарстан ждёт «демографический крест»

Последние новости