На единой цифровой платформе будут представлены образовательные ресурсы, позволяющие получить профессию, пройти переподготовку, повысить квалификацию, приобрести новые компетенции.
Однако профессиональное образование в онлайн-режиме – это лишь часть возможностей, которые предоставляет созданный в рамках регионального проекта «Молодые профессионалы» нацпроекта «Образование» Центр опережающей профессиональной подготовки.
Учиться вместе…с двойником
Педагоги, осваивающие навыки работы с VR-оборудованием в новом Центре опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП), не скрывают восторга: это новый мир! Их чувства можно понять: обучающиеся словно обретают цифрового двойника – и вместе с ним в виртуальной реальности накапливают знания и опыт, которые необходимы и в реальной жизни.
Первыми курс обучения прошли преподаватели техникумов и колледжей региона: освоив новое оборудование, они смогут использовать новые технологии в обучении своих студентов.
Заместитель директора по информационно-методической работе Ярославского торгово-экономического колледжа Ирина Балабанова в очках виртуальной реальности и джойстиками в руках уже ощущает себя как рыба в воде.
– В компьютерном мире можно смоделировать ситуации, которые в настоящем либо случаются крайне редко (но научиться реагировать на них необходимо), – либо они сопряжены с запредельным риском, которому мы, конечно же, не можем подвергать ученика, – объясняет Ирина Александровна. – Скажем, оператор технологической установки нефтеперерабатывающего завода должен уметь действовать в экстремальных условиях, но никто не станет специально для обучения провоцировать аварии. Лаборанта фармацевтического предприятия надо научить исследовать смертельно опасные вирусы.
Виртуальная реальность позволяет без угрозы жизни и здоровью отработать необходимые навыки. Полезен такой формат и при освоении других профессий. Скажем, будущий менеджер по туризму может совершить виртуальное путешествие по городам и странам. А повар – изнутри увидит кухню первоклассного ресторана и даже попробует сам что-нибудь здесь приготовить. Конечно, учащимся и студентам это будет интересно, тем более что молодежь сейчас процентов на 70 – визуалы, то есть им лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Возможно, уже через несколько лет VR-технологии станут «золотым стандартом» в профессиональном образовании.
Но сначала предстоит разработать программное обеспечение для обучения многим специальностям.
– Познакомить преподавателей с VR-оборудованием важно и с точки зрения укрепления авторитета педагога, – уверен Артем Сальников, преподаватель рыбинского детского технопарка «Кванториум» и Тутаевского IT-куба. – В наше время нарушилась традиционная цепочка передачи информации и опыта поколений, когда старшие обучают младших. Сегодня многие школьники знают о виртуальной реальности больше своих учителей и родителей, хотя и используют ее в основном для игры, развлечений. Решить проблему сможет создание компетентностно?ориентированного информационного поля, где учитель и ученик снова займут привычные для себя роли.
Цифровая платформа – и новый корпус
Между тем новый региональный Центр опережающей профессиональной подготовки отнюдь не ограничивается VR-технологиями в обучении. Это лишь один пазл большой картины.
ЦОПП позиционируется как современная мониторинговая, аналитическая, экспертная и методическая площадка для подготовки кадров. Он создан в рамках регионального проекта «Молодые профессионалы» нацпроекта «Образование» и соглашения между правительством Ярославской области и Министерством просвещения РФ.
На реализацию проекта предусмотрено более 60 млн рублей, при этом значительную часть средств – 40 млн – выделило ПАО «Сбербанк России».
Базовое ядро Центра – цифровая платформа, на которой размещена вся информация об образовательных ресурсах региона – кадровых, методических, материальных. Она позволяет оперативно создавать модули образовательных программ по заявкам работодателей с учетом освоения желаемых навыков обучающимися и оптимального времени обучения.
Кроме того, на площади более 1 000 квадратных метров в специально отремонтированном корпусе Ярославского торгово-экономического колледжа создано многофункциональное пространство. Здесь есть коворкинг с местами и оборудованием для работы, медиазона, современные компьютерные классы, лекторий, переговорная зона и три уникальные аудитории-трансформера с оборудованием виртуальной и дополненной реальности.
– Возможность работы Центра в современных многофункциональных помещениях, оснащенных передовым оборудованием, позволит более успешно реализовывать проекты в области профподготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации. Главная задача Центра – аккумулировать образовательные ресурсы для профориентации, получения школьниками первой профессии, ускоренного обучения взрослого населения региона по наиболее востребованным направлениям, – отметил и.о. заместителя председателя правительства Ярославской области Роман Колесов. – У нового Центра впереди много важных задач, решение которых с применением передовых практик и участием бизнес-партнеров поможет сфере профессионального образования оперативно реагировать на запросы рынка труда.
Цель сотрудничества – анализ реальных потребностей рынка в рабочих кадрах, формирование и обновление банка лучших образовательных практик, разработка профориентационных и образовательных программ для различных категорий обучающихся.
Так формируется уникальная единая образовательная база подготовки и переподготовки кадров по самым востребованным в регионе специальностям и компетенциям.
Парад вкусных блюд
Еще одна важная задача – профориентация школьников.
Как пояснила директор Ярославского ЦОПП Татьяна Вершинина, «пилотами» стали две школы Ярославля, старшеклассники которых решили параллельно со средним образованием получить популярные рабочие профессии – с правом последующего трудоустройства. Очень прагматично, потому что поступление в вуз на 100 процентов не гарантировано, и если что – можно приземлиться на запасной аэродром. Да и подработка не помешает.
13 учеников школы №89 под руководством наставника – Натальи Кручининой, призера региональных конкурсов «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia и конкурсов мастеров производственного обучения, эксперта региональных чемпионатов WorldSkills и Абилимпикс, изучают поварское дело.
Каждое занятие такое содержательное, что просто пальчики оближешь. Что больше всего ребятам запомнилось? Отвечают дружно: тыквенный суп-пюре, спагетти с соусом болоньезе и вкуснейшее мороженое собственного приготовления.
А ученики школы №52 осваивают профессию портье – в гостиничном бизнесе это настоящая рабочая лошадка. Курс обучения максимально оптимизирован: 72 часа теории и практики.
Рынок труда ставит планку
– В России отрабатывается отвечающая современным реалиям методика мониторинга и прогнозирования рынка труда. Мы поучаствовали в этом эксперименте и по его результатам вошли в четверку лидеров по стране, – гордится Татьяна Вершинина.
Ярославцы провели анализ потребности в кадрах работодателей – от крупнейших предприятий до индивидуальных предпринимателей. Не на все из 5 000 обращений ими был получен ответ, но выборка оказалась репрезентативной и позволила составить рейтинг из 150 «самых-самых» профессий. Это и стало руководством к действию.
– Но ориентироваться мы будем в первую очередь на запросы рынка труда. Скажем, открывается новое производство, внедряются новые технологии, происходит перевооружение или смена поколений в коллективе. Мы в короткие сроки поможем решить кадровый вопрос, – говорит Татьяна Павловна.
По словам директора ЯТЭК Натальи Костериной, выстраивается взаимодействие и с Центром занятости населения. Причем Ярославский ЦОПП от подобных учреждений других регионов выгодно отличает возможность комфортного обучения и переобучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
– Специально для этого на внебюджетные средства и средства, выделенные из бюджета Ярославской области, было приобретено специализированное оборудование и соответствующая мебель, – подчеркнула директор департамента образования Ярославской области Ирина Лобода.