В регионе создается необычный туристический объект.
Фонд президентских грантов поддержал новый музейный проект – Медиа-макет «Романов-Борисоглебск. Духовная история». Ставится задача не просто воссоздать с помощью современных аддитивных технологий старинный город в миниатюре с его архитектурными доминантами, но и запечатлеть срезы времени.
Хронотоп методом исторического дайвинга
Время похоже на море. Все, что мы видим на поверхности, – это сегодняшний день, но стоит нырнуть – и глазам открывается совершенно иной диковинный мир. Чем глубже мы опускаемся, тем он удивительнее, загадочнее, как говорила кэрролловская Алиса, «чудесатее и чудесатее». Примерно такое же путешествие в прошлое нам готовят авторы проекта «Медиа-макет «Романов-Борисоглебск. Духовная история». Они обещают не просто с помощью медиатехнологий воспроизвести облик старинного города, стоявшего на месте современного Тутаева, но и показать, как он с течением времени изменялся.
Идея макета пришла в голову художнику Руслану Трофименко. Именно он предложил создать пространственно-временную модель исторической карты Романово-Борисоглебска, которая нарисована на ограде ставшего с недавних пор одним из достаточно популярных объектов показа тутаевского левобережья – Медиа-музея духовной истории.
– Макет города создается на территории Медиа-музея духовной истории Романова-Борисоглебска и соединяет в себе скульптурную часть и видеоэкспозицию, проецируемую на задний план. Ставится задача не просто повторить город в миниатюре, но и запечатлеть срезы времени – показать наряду с действующими также разрушенные храмы и монастыри города, – поясняет директор музея, руководитель автономной некоммерческой организации «Другое небо» Виктория Фомина.
Действующие храмы изобразят в цвете – такими, какими мы их видим сейчас. А разрушенные планируется оставить нераскрашенными и недекорированными. Они будут белыми, словно свечи – символы памяти и скорби.
– Внимание будет сосредоточено прежде всего на духовных центрах города. Утраченные предстанут как лампады, в свете которых располагается городская застройка, – обещает общественница.
Храмы вылепят из глины, часть миниатюрных объектов напечатают на 3D-принтере, поместят на поверхность и покроют керамикой сверху, чтобы сохранить аутентичность, не утратив детализацию. Причем точное воспроизведение – не самоцель, главное – это историческая перспектива, рассказ о святынях и небесных покровителях города.
– В проекте ставится задача – показать хронотоп в соответствии с канонами иконографии и выводами науки двадцатого века о геометрических, оптических, пластических, формальных и содержательных особенностях изображения четырехмерного пространства жизни. Сегодня создание макетов благодаря рельефности и интерактивности стало популярным и привлекательным направлением музейной деятельности, так что наша работа поможет и жителям города, и туристам открыть для себя малоизвестные стороны истории Ярославского края, связанные с его святынями и небесными покровителями, – надеется Виктория Фомина.
Из Америки – в русскую глубинку
Над проектом, рассказала Виктория Андреевна, работает большой коллектив единомышленников – Максим Орехов, Александр и Светлана Брукс, Светлана Комова, Дея Кузьмина, Юрий Стародубов, Георгий Петров, Ксения Босенко, Лариса Фабричникова, Анна Фридман, Александр Вороненко, дьякон Александр Викленко и другие.
Каждый из них – яркая личность, самобытная, неординарная, о каждом можно написать целую книгу. Вот, например, чета Брукс. Они приехали в русскую глубинку прямиком из Америки, лишь ненадолго задержавшись в российской столице.
– Мы с супругой – филологи, она специализируется на английской филологии, а я на русской, – объясняет Джейкоб Брукс, который, приняв православие, был крещен Александром. – Здесь, в Тутаеве, я работаю смотрителем Медиа-музея духовной истории Романова-Борисоглебска, а также перевожу на английский язык жития местных святых, в том числе новомучеников.
Как американец стал частью глубинного народа России – целая история.
– Я вообще-то парень деревенский. Вырос в местечке Голден штата Иллинойс на западе США. У нас деревни тоже пустеют, из многих домов хозяева уезжают в города в поисках лучшей жизни, но в целом благами цивилизации даже эти территории не обделены, поэтому я очень удивился и расстроился, узнав, что в русской провинции во многих частных домах нет ни воды, ни газа, – признается Александр-Джейкоб.
Заинтересовался Россией и принял православие он еще юношей на родине, после чего приехал работать в Москву, где и познакомился со своей будущей женой Светланой, ставшей не только спутницей жизни, но и коллегой, единомышленником. Жить в Америке молодые не захотели и смело отправились покорять русские просторы. Сейчас у них уже четверо детей – все белокурые пацаны, кровь с молоком! Чем-то похожи на Тома Сойера. Сам Александр тоже напоминает любимого многими поколениями читателей всего мира героя Марка Твена, но только возмужавшего, умудренного опытом и направившего свою энергию неистощимого выдумщика исключительно на благие цели.
– Голден был основан в девятнадцатом веке. По меркам России и Ярославской земли с ее более чем тысячелетней историей – это почти что вчера. Тем не менее мы очень гордились прошлым нашей малой родины. Проводили благотворительные вечера, средства от которых шли на реставрацию старой ветряной мельницы. Если могли что-то отремонтировать своими силами, охотно за это брались. Поэтому возвращение к истокам – для меня не пустые слова. Я и здесь стараюсь внести посильную лепту в сохранение исторической памяти, – говорит русский американец.
Нужен мост!
Две части города, в котором он поселился, разъединяет река.
– Нет моста между нашими правобережьем и левобережьем, между Романовом и Борисоглебском. Нет его пока и между современным городом, носящим имя красноармейца Тутаева, и его предшественником с почти 800-летней историей. Это необходимо исправлять, – уверен Александр Брукс.
Он верит, что красивое современное сооружение когда-нибудь – хотелось бы поскорее! – свяжет обе половинки города. А к строительству моста из прошлого в будущее уже приступили – с его участием.
– Наш музей уникален сочетанием исторических и художественных подходов к осмыслению минувшего. Среди экспонатов – документы, картины, фотографии, видеоматериал. О святых мы не только рассказываем в традиционной форме жития, но и используем современные художественные средства, например, снимаем видеоклипы, – отмечает Александр.
Кроме того, он участвует в разных благотворительных проектах, воспитывает в православном духе своих мальчишек, ведет блог на английском о крылатых фразах и пословицах русского языка, готовит к изданию ряд своих филологических трудов. Ему предстоит адаптировать будущий медиамакет для англоязычной аудитории.
Фото участников проекта