В российских школах началась резня. 15 января в Перми двое 16-летних учеников (один бывший, состоящий на учете в психдиспансере) в Мотовилихинском районе с ножами напали на учеников 4-го класса собственной школы. Пострадали 11 учеников и учительница, которая пыталась спасти своих четвероклашек. В Госдуме уже прозвучало предложение представить к госнаграде учителя пермской школы Наталью Шагулину. Следователи разбираются в обстоятельствах трагедии. По одной из версий двое 16-летних учеников совместно организовали нападение на школу, но в момент атаки между ними возник конфликт, они набросились друг на друга и ввалились в класс, где шел урок.
Сегодня, 19 января в Бурятии в поселке Сосновый Бор ученик пришел в свою школу с топором и бутылкой «коктейля Молотова». Бутылку он закинул в один из классов, а топором начал ранить всех, кто подвернется. Он травмировал мальчика и ранил девочку. Всех учеников из школы эвакуировали, пожар потушили, в школе работают полиция и следователи. Такие сообщения появились утром. Позже власти Бурятии заявили, что на школу напали трое молодых людей, двое из которых затем сбежали, а один задержан, но он сейчас в больнице. Увы, сути это не меняет: класс подожгли бутылкой с зажигательной смесью, а от нападения пострадали четверо учеников.
С помощью главного врача психо-неврологического диспансера Набережных Челнов Исаака Беккера мы уже сообщали о том, что настроение в обществе влияет на поведение его отдельных индивидуумов. Причем индивидуумы нередко ведут себя по принципу «дурной пример заразителен». Например, если кто-то где-то выбросился из окна и об этом заговорили в обществе, то почти наверняка как минимум еще кто-то и где-то выбросится из окна. Как видим, повторилась и пермская трагедия с той разницей, что в Бурятии есть свои особенности.
Во всех школах страны уже усиливают меры безопасности. В Набережных Челнах под охрану вахтеров, сторожей, дежурных сотрудников (учителей, воспитателей, заведующих директоров) взяты входы не только в школы, но и в детсады. Вводится пропускной режим посещений, устанавливаются видеокамеры и системы контроля. Будем надеяться, что это и в самом деле увеличит безопасность наших детей. Но, увы, все равно не защитит их от трагедий. «Челны24» спросили у психиатра Беккера в чем психологические причины нападений учеников на своих же учителей и товарищей по учебе и может ли что-то подобное произойти в какой-либо челнинской школе, есть ли к этому предпосылки?
- Такие предпосылки есть по всей стране, - сказал психиатр, чем дал понять, что и в любой челнинской школе в любой день может случиться что-то подобное . Почему?
- Вот я сегодня сам шел на работу весь в агрессии. Нам в городе нужна хорошая логопедическая служба, а в детских садиках сократили всех логопедов: оптимизация! Тысячи родителей со своими детьми ищут по городу логопедов, логопедов нет и родители настроены агрессивно, - приводит пример Беккер.
Далее кто-то из детей с речевыми проблемами приходит в школу. В ту же школу приходят другие дети с какими-то другими проблемами. Они не вписываются в стандарт детей, которые могут успешно заниматься в нынешней системе образования. А из нынешней системы образования напрочь убрана такая составная его часть, как воспитание, забота о душе, о нравственности. Индивидуальный подход к ученику в этой системе тоже осуществить весьма непросто. Работа учителя оценивается по показателям его учеников. Какие у них оценки по предметам, сколько из них и на какие баллы сдали ЕГЭ, сколько из них затем поступили в ВУЗы. Учитель, хочет он того ил инет, но отсекает всех, кто неспособен показать нужный результат и все свои силы бросает на помощь «хорошим» (читай: выгодным) ученикам.
Что происходит с «отверженными», которых в каждой школе десятки, если не сотни? В них нарастает агрессия. Против кого? В том-то и дело, что конкретных виноватых в своих бедах, в своих неудачах, в своей отверженности ученики не видят. Что происходит дальше?
В народе ходит анекдот, который имеет много вариантов, но строится примерно по такому принципу: сосед вышел покурить на лестничную площадку, а ему за это дал в глаз другой сосед. Сосед, несолоно хлебавши, пришел домой и дал в глаз жене, потому что надоела своей болтовней. Жена пошла и дала подзатыльник сынишке за то, что вчера он ей надерзил. Сынишка пнул собаку, потому что вертится под ногами. Собака выскочила в подъезд и укусила того соседа, который дал хозяину в глаз. В психологии это определяется как принцип переноса агрессии на того, на кого ее можно перенести, на ком можно выместить зло.
Следователи в Перми и в Бурятии, конечно, установят все обстоятельства происшедшего, Судьи вынесут справедливый приговор виновным. Героиню-учительницу наградят. А система образования останется прежней?
В Набережных Челнах активно развивается гуманная педагогика, система образования, разработанная доктором педагогических наук Шалвой Амонашвили и его последователями. Гуманная педагогика строится на воспитании, на том, что учеников надо не наказывать, а поощрять, ученикам надо не приказывать и не указывать, а наравне с ними учиться и «грызть гранит науки». Центр гуманной педагогики в Челнах создан при государственном педагогическом университете. Пока этот центр занимается пропагандой гуманной педагогике среди педагогов, обучает новой педагогике будущих учителей. Но, между прочим, еще вопрос будет ли эта педагогика воспринята в школах, станет ли она там основой обучения? И когда это случится? Простите, но если наши учителя не хотят оказаться на месте Натальи Шагулиной, то им нужно внедрять в работу принципы гуманной педагогики.
Сергей ИСИЧКО
Фото: triboona.ru, pravda-tv.ru, kazan.edu-inform.ru
Видео: yandex.ru
Читайте по теме: http://chelny24.ru/news/society/glavnyj-psihiatr-chelnov-postavil-diagnoz-predpochteniyam-gorozhan/