Константин Вячеславович Костюченко, уважаемый ярославский врач-хирург, заместитель главного врача ГАУЗ ЯО «Клиническая больница № 9» – человек разносторонний. О том, как представитель врачебной династии и доктор медицинских наук вносит вклад в развитие ярославского краеведения, мы узнали непосредственно у него самого – по окончании рабочего дня, рядом со стационарными отделениями, которые сейчас, как и некоторые другие ярославские больницы, переориентированы на помощь больным коронавирусной инфекцией.
– Константин Вячеславович, вас в Ярославле и за его пределами многие знают как специалиста в двух совершенно разных областях: во-первых, как хирурга с многолетним стажем, преподавателя кафедры госпитальной хирургии нашего медицинского университета. А во-вторых – как коллекционера исторических фотографий, почтовых открыток и документов, так или иначе связанных с историей Ярославля и городов Ярославской губернии, автора справочной литературы, имеющей краеведческую направленность. Поэтому первый вопрос – с чего начинались ваши главные увлечения, что возникло сначала?
– Могу сказать, что медицина была выбором семейным, поскольку родители всю жизнь работали в лечебных учреждениях. Отец, Вячеслав Иванович, окончил Ярославский мединститут в 1957 году, работал хирургом в Казахстане, в Акмолинской области. Но потом вернулся в Ярославль, где трудился по специальности в железнодорожной больнице. Там же познакомился и создал семью с мамой, Валерией Михайловной. И в 1964 году родился я. Отец вскоре стал преподавать в Ярославском медицинском институте, защитил диссертацию, закончил трудовой путь он в должности заместителя декана лечебного факультета и помощника ректора. Он ушел из жизни в 2005 году. А мама жива. Она более 50 лет отработала в больнице им. Н. В. Соловьёва, лаборантом-гистологом в патологоанатомическом отделении. Я тоже стал врачом, после школы в мединститут поступил и благополучно его окончил. Хотя в школе увлекался историей, географией, обожал изучать всевозможные географические справочники, карты и атласы.
– Вы стали хирургом, как отец?
– Да, прошёл интернатуру в больнице имени Н. А. Семашко и там же стал работать. Основная специальность – экстренная хирургия. В 1995 году защитил кандидатскую диссертацию на тему профилактики послеоперационных осложнений.
– Тогда, в девяностые, много приходилось оперировать после криминальных «разборок»?
– Да почти как на войне была обстановка. Очень часто поступали пациенты с проникающими ножевыми ранениями, бывали и пулевые, иногда не одно за сутки. Люди выживали, как могли, агрессивность в обществе была, как мы помним, очень высокая, ценность человеческой жизни в сознании множества наших соотечественников стремилась к нулю. Но девяностые закончились, характер травм тоже изменился – сейчас таких травм значительно меньше, а вот воспоминания весьма яркие остались. В 2000 году, как раз лет 20 назад перешёл на работу в МСЧ ОАО «Автодизель», которую впоследствии объединили с больницей № 9. И сейчас мы клиническая больница № 9. Работаю заместителем главного врача и по первой специальности тоже. И в медицинском университете преподаю, учу студентов хирургии. Как спасти жизнь хирургическому пациенту. Когда со студентами по-человечески, то и интерес в глазах можно увидеть. Удивительно, правда?
– Докторскую диссертацию давно защитили?
– В 2009 году защитил. ВАК утвердила в 2010 году. Восемь лет над ней работал. Тема показалась интересной, связана с прогнозированием течения перитонита. Много математики, не меньше хирургии. Пришлось потрудиться, но результат был достигнут. Поддержка кафедры была, конечно. Без неё никак. Получил диплом в торжественной обстановке. И тут-то стало мне скучно. Ну как скучно? Я привык – после работы в больнице, приходишь домой и садишься за диссертацию. А тут доктором медицинских наук стал, цель достигнута. Ну и что делать, чем себя занять?
– Но нашли же, чем?
– Вот этим и занялся – начал изучать краеведение, интересовался фотографией немного. Я с детства в центре Ярославля жил, с девяностых годов водил знакомства в среде наших антикваров, коллекционеров. И начал потихоньку сам искать, приобретать интересные, редкие старинные почтовые карточки, открытые письма, как их еще называли. Постепенно это дело меня увлекло, стал собирать виды старого Ярославля. И в итоге мы с тремя приятелями, тоже коллекционерами открыток, в 2017 году выпустили совместно с издательским бюро «ВНД» Ярославский филокартический каталог. Там все открытки с ярославскими сюжетами, изданные до 1918 года. Я его лично верстал. Но это была не первая наша книга.
– А первая какая?
- Она в 2015 году вышла, мы ее делали с моим товарищем – букинистом, историком Сергеем Викторовичем Никоновым – Фотографы и фотографические ателье Ярославской губернии. Она даже первое место заняла в областном книгоиздательском конкурсе, который проводила Некрасовская библиотека. И в прошлом году мы выпустили расширенное издание – почти одноименный двухтомник, где, помимо фотографов и фотоателье Ярославской губернии, представлены мастера светописи из Переславля-Залесского, а это была Владимирская губерния раньше. Нам с Сергеем в издании двухтомника многие помогали, в том числе специалисты из музеев, архивов, коллекционеры, потомки фотографов. Интересная была работа. Даже жалко, что закончилась. Но и трудности были. Объём работы, тщательный подход к тексту, иллюстративному ряду.
– Расскажите, пожалуйста, о книгах, посвященных старинным ярославским открыткам.
– В 2016 году вышла в свет книга Ярославские сюжеты Матвея Кампеля. Был такой очень интересный московский издатель почтовой продукции, который в 1913-1914 году выпустил три серии цветных открыток с фотосюжетами – зарисовками по мотивам путешествий в Ярославль, Ростов и Рыбинск. Мы с соавторами обладаем коллекцией этих открыток, и представили ее в новой книге, снабдив каждую иллюстрацию подробным описанием того, что именно изображено в данном сюжете. Но в книге, как следует из названия, представлены только открытки, посвященные Ярославлю. Карточки с видами Ростова и Рыбинска столетней давности в форме красивой, правильно оформленной изданной книги – дело будущего. А «ярославские сюжеты» тоже стали лучшей книгой года на областном конкурсе «Книжная культура».
– Ваши справочники всегда напечатаны на хорошей бумаге, с высоким качеством верстки, печати, литературной части. Это ваш принцип – делать только дорогие, подарочные издания?
– Начну с того, что издание любой книги – дело затратное, сравнимое по расходам с коллекционированием. Поэтому, хотя мы с соавторами, работая над очередной книгой, и оформляем что-то вроде подписки, формируем круг интересантов, печатаем тираж все-таки большей частью на свой страх и риск, с серьезными собственными затратами. Но в итоге все равно компенсируем, реализуя тираж – справочники наши пользуются спросом. Некоторые из них хранятся в собраниях московских искусствоведов, в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, в частных собраниях в Екатеринбурге, Рыбинске, Берлине, Хельсинки, Гренобле. Имеются наши книги в библиотеках, музеях Ярославля и других городов нашей области. Хорошо, что многим нравится, кто в теме. Российская Академия художеств прислала благодарственное письмо. Гордимся! Но если к вашему вопросу вернуться, то считаю, что книга должна быть не только внутренним содержанием хороша. Надо сделать так, чтобы её было приятно взять в руки, чтобы печать была качественная. Для этого немалые деньги нужны. В общем пытаемся совмещать приятное с полезным.
– Сейчас вы над очередным справочником работаете?
– Это, строго говоря, будет не справочник, а собрание документальных мемуаров, проиллюстрированных старинными изображениями из наших с Сергеем Никоновым коллекций. Рабочее название книги – «Гимназическая хроника». В ее основе – коллективный дневник учениц Ярославской женской гимназии Ольги Николаевны Корсунской, найденный случайно в 1990-е на блошином рынке. Рукопись можно назвать Фэйсбуком начала XX века.
– Документ эпохи, получается?
– Да, притом очень интересный. Девочки-гимназистки начиная с 1910 года записывали впечатления от учебы, путешествий, личные какие-то заметки, стихи в общий журнал. Есть и записи до 1919 года, и даже позже. Сама гимназия была открыта в 1903 году, развивалась, обладала доброй славой, как сейчас говорят, была востребована. Но в 1918 году она была закрыта. Эти события в дневнике тоже подробно описаны. Потом рукопись долгое время хранилась в семье одной из гимназисток, дочери священника Веры Беляевой, пока не попал в руки букиниста. Оставалось только представить его публике.
– Основа книги – именно дневниковые записи?
– Только основа. Она дополнена архивными сведениями, литературными, документальными подробностями. В итоге получилось около 240 страниц, проиллюстрированных как оригинальными открытками из нашей коллекции, так и фотографиями, которые нам предоставили потомки директора гимназии Ольги Николаевны Корзюковой-Корсунской. Много там будет интересного. Документы, письма, фотографии. Ссылки на малоизвестные факты. Не хочу раскрывать много подробностей. Но те, кто в теме, надеюсь, оценят. Мы нашли внучку Ольги Николаевны Марию Владимировну Щеглову, и она любезно согласилась помочь нам с Сергеем в работе над книгой.
– Открытки, старые фотографии иллюстрируют быт и нравы ярославских гимназисток начала прошлого века?
– Они иллюстрируют скорее эпоху, события того времени. Например, помимо учебы, каких-то классных мероприятий, концертов, спектаклей гимназистки много путешествовали, ездили на экскурсии, встречались с интересными людьми. Мы же находили соответствующие этому времени виды мест, где побывали девочки, подбирали их с максимальной точностью – старые открытки Ростова, Углича, Мышкина, Плеса, Кинешмы, Самары, Петербурга.
– Верстка книги – полностью ваша, авторская?
– Да, мне нравится заниматься графическим дизайном, это как следствие увлечения старыми фотографиями, открытками. И ещё, если хочешь сделать хорошо, сделай сам.
– И когда планируется завершение издательского процесса и выход книги из печати?
– В наших планах – приурочить издание к 150-летию Ольги Николаевны Корсунской, то есть к 2022 году. Но книга, как мы рассчитываем, появится уже в следующем, 2021 году.
– Константин Вячеславович, возвращаясь к теме авторских прав коллекционера и обладания редкими, дорогостоящими экземплярами, не удержусь от вопроса: вы предпочитаете самостоятельно издавать и публиковать литературу, где фигурируют открытки, фотографии из вашей коллекции? Или же готовы делиться с другими издателями, популяризаторами?
– Тема, конечно, деликатная, но здесь многое зависит от ситуации, от проектов, для которых меня просят предоставить сканы материалов из коллекции. Если проект заслуживает внимания, если автор достоин доверия, если книга обещает быть интересной по содержанию и оформлению, то мы, конечно, делимся бесплатно или почти бесплатно. Но тут есть и другая сторона. Ведь есть артефакты, которые и нам недёшево достаются. Например, не так давно пришлось возвращать в ярославские пределы ряд панорамных открыток с видами Ярославля, с запечатлёнными в конце XIX века видами нашего города. Непросто всё это. Пришлось выигрывать торги на аукционе. Или уникальная фотография, сделанная в Ярославле в 1860-х годах с авторской подписью. Знатоки поймут. Обычные люди – не знаю.
– И последний вопрос: никогда не возникает конфликта между вашими интересами профессионала – врача-хирурга и коллекционера, издателя?
– Нет, не возникает. Это разные разделы моей жизни. Если медицина – работа, причем тяжелая, часто выматывающая, её нужно знать, нужно в ней подробно разбираться, то краеведение и коллекционное дело – это хобби. Сын вырос, тоже стал врачом и тоже хирургом, так что династия продолжилась. А коллекционирование, краеведение, книгоиздательство – это занятия, которыми тоже нужно серьезно заниматься, чтобы достичь каких-то значимых результатов. Самое главное – чтобы скучно не было!
Фото с сайта «Фотографы и фотографические ателье Ярославской губернии»