Два именитых ярославских живописца представили в галерее на Максимова плоды своих творческих исканий. Юбилейная выставка Владимира Назаренко и персональная выставка Антона Братыкина открылись в один день.
Это не просто случайное совпадение: ученик и учитель представили свой взгляд на мир, давая возможность зрителям сравнить мироощущение двух разных поколений – отцов и детей, у которых немало общего, но их разделила река времени, оставив на разных берегах.
Художник-монументалист, педагог, представитель послевоенного поколения Владимир Назаренко предстает в своих живописных полотнах – ярких, насыщенных по цветовой гамме – оптимистом и жизнелюбом. Его картины написаны под впечатлением многочисленных творческих поездок по стране: регионам Центра России (Ярославская, Ивановская, Владимирская области), Крыму, Русскому Северу. За границей он тоже побывал, видел тамошние красоты, но остался влюблен в природу своей большой и малой Родины. И этим искренним чувством дышат его работы – такие проникновенные, что сердце щемит.
– Сложные по колориту, композиционно выстроенные и «звучные» картины художника вызывают неизменный интерес у зрителей. Возможно, секрет обаяния и привлекательности этих полотен кроется в их активной эмоциональной содержательности… Владимиру Алексеевичу удалось выработать свой узнаваемый почерк в рамках реалистической художественной традиции, – говорит о творчестве художника искусствовед Ирина Казаченко.
А ученик мастера – миллениал Антон Братыкин – пишет совсем в другой манере. Здесь нет такого буйства красок и экспрессии, ощущается сдержанность, чуть ли не аскетизм, сосредоточенность на внутренних переживаниях и погружение в себя. Любимая цветовая гамма – все оттенки серого и мокко (коричневый с белым). Чувствуется, что кофе – это больше, чем просто напиток. Это стиль жизни, при котором философские размышления о времени и о себе выходят на первый план.
– Время – очень важная категория для художника. Именно оно позволяет рассматривать творца в контексте мировой художественной культуры. Одному посчастливится отразить свое время, другому – опередить его, третьему – поставить себя вне времени. Если не удалось ни первое, ни второе, ни третье, художник, можно сказать, вообще не состоялся, – считает Антон Братыкин.
Любимый его жанр – натюрморт, но не обычный, а символический, когда через сопоставление предметов создается образ-впечатление.
– Например, во время путешествия по Италии на центральной площади Флоренции я удивился сходству стоявших в витрине крошечного магазинчика кофейников с архитектурной формой крестильни главного собора. И Флоренция открылась мне с новой, неожиданной стороны, – удивляет живописец.
Он признается, что солнечные, ясные, знаменующие торжество сил природы, жизнеутверждающие пейзажи писать ему неинтересно. Иное дело – непогода, дождь, снег, слякоть, когда в душе просыпается неясная тоска и рождается ощущение, что ты находишься где-то на границе миров. Ночь, улица, фонарь – это тоже неоднозначно, а значит, интересно. И свою непохожесть на других, индивидуальный стиль он считает итогом работы своего учителя.
– У него есть такая особенность – говорить главное и на своем примере показывать, что художник – это что-то выше, чем пятерка по живописи. В этом плане мне повезло, и не только мне, всему курсу, – признается живописец.
А его наставник с ностальгией вспоминает самый удачный в своей жизни курс, где каждый из студентов был личностью, все горели желанием познавать основы мастерства и в конечном итоге стали яркими художниками.
– Мы и сейчас дружим, и я горжусь своими учениками, – признается Владимир Назаренко.
Река времени разделила их когда-то, но они соорудили маленький плот и отправились на нем вместе сквозь бури, дождь и грозы...