Рецепт адаптации. Работу межнациональной школы в Ярославской области поставили в пример другим регионам

04.07.2021 0:21 0

Рецепт адаптации. Работу межнациональной школы в Ярославской области поставили в пример другим регионам

«Школа для всех и для каждого» – главный девиз школы №3 имени Сергея Сниткина Переславля-Залесского.

Опыт этого учебного заведения по совместному обучению и воспитанию детей разных национальностей, в том числе вообще не говорящих на главном государственном языке России, уже известен далеко за пределами Ярославской области.

Поделиться имеющимися наработками директора МОУ ОШ №3 им. Сергея Сниткина Переславля-Залесского Жанну Рюмину в Воронеж на июньский семинар-совещание по практическим вопросам реализации государственной национальной политики РФ пригласил сам полпред Президента России в Центральном федеральном округе Игорь Щеголев. В его рамках обсуждались вопросы укрепления общероссийской идентичности, гармонизации межнациональных отношений, социокультурной адаптации и интеграции мигрантов и их детей.

– Наша держава всегда строилась как многонациональная страна. Понятно, что сейчас в России есть вопросы, которые связаны с нашим отношением к мигрантам, которых достаточно большое количество в некоторых регионах. Мы говорили о том, как налаживать эти процессы, чтобы своевременно реагировать на возникающие проблемы, с тем чтобы работать над формированием всероссийской национальной общности, как об этом говорится в стратегии национальной политики. Речь шла о том, как работать со школьниками, взрослыми, национальными диаспорами. Говорили не только с теоретических позиций, но и рассмотрели опыт регионов, как они этим занимаются, с какими трудностями сталкиваются и какие решения находят, – сказал полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Игорь Щеголев.

Есть чему поучиться и у школы из Переславля-Залесского.

– Мы определили незнание или недостаточное знание языка как базовую проблему детей мигрантов. И в зависимости от уровня владения русским каждому даем задания определенного типа. Кого-то отправляем на коррекционные занятия, совместные с детьми с задержкой психического развития. Кого-то глубоко погружаем в языковую среду. А с кем-то после уроков занимаемся, проводим интенсивы по великому и могучему, – объясняет директор.

Рюмина – женщина-оркестр: с порога она нам рассказывает все и сразу, одновременно распоряжаясь событиями в школьном лагере и действиями педагогов и детей.

– Я когда сюда пришла в 2008 году, школа находилась на грани закрытия, – говорит директор МОУ ОШ №3 им. Сергея Сниткина Переславля-Залесского Жанна Рюмина. – Учеников было мало, здание нуждалось в ремонте. Так что сразу за все вместе пришлось взяться: и за ремонт и реконструкцию здания, и за формирование команды педагогов-единомышленников, и за переосмысление политики и направленности школы в целом. Зато теперь у нас – и школа, и сад в одном здании, за эти годы все обустроили и отремонтировали. Но главное – коллектив нашел свою нишу в системе образования. И с 2014 года мы – активные участники региональных проектов, в том числе такого, как «Школа, работающая в сложных социальных условиях (контекстах)».

Сложные социальные условия, или контексты, – это как раз совместное обучение детей из семей мигрантов, местных русскоязычных ребят и детей с ограниченными возможностями здоровья. И учат тут всех вместе по старым добрым заветам равенства и братства.

Сейчас здесь проходят образовательную программу 402 ребенка, причем школа девятилетняя, здесь сдают только ОГЭ. Из всего контингента учеников третья часть – представители народов Средней Азии и Закавказья, узбеки, таджики, азербайджанцы, армяне, молдаване, украинцы. Ну и цыгане: к ним тоже особый подход, точнее «подбег», нужен.

Июнь – месяц проведения школьного лагеря, и нас приглашают не только посмотреть концерт и викторину, но и пообщаться с учениками и их родителями, пришедшими на интенсив по русскому языку. Сразу приятный сюрприз: интенсив проводится с помощью современного мультимедийного оборудования в центре «Точка роста», который в прошлом году был открыт наравне с другими по всей нашей области в школе №3 Переславля в рамках исполнения нацпроекта «Образование».

Учитель начальных классов Софья Саунова занимается с учениками – и совсем маленькими, и подростками. Тринадцатилетний таджик Абубакр тренируется разговаривать по-русски в виар-очках.

– Детям самим так гораздо интереснее, – объясняет педагог. – Там разные программы виртуальной реальности – как будто находишься, например, в кафе, или в автобусе, или в парке, и объясняешься на русском языке.

Двух маленьких таджичек поджидают их сестры – Фархунда и Шахида.

– Мы здесь родились, в Переславле, – объясняет Шахида. – Учимся вместе в школе. К нам здесь все хорошо относятся – и взрослые, и дети. Что мы любим? Я печь люблю! Торты, печенье, самсу! Особенно хорошо фруктовый торт получается. Надеюсь, стану в будущем кондитером.

Фархунда смущается, кивает. Она говорит по-русски гораздо хуже, чем ее кузина. И Шахида сообщает, что главное любимое занятие сестры – нянчиться с малышами.

– Девочки из семей мигрантов вообще в силу менталитета разговаривают по-русски очень мало, – вздыхает Жанна Рюмина. – Это ведь из семьи идет – дома на своем языке говорят, вот они и стесняются по-русски здесь говорить, молчат в основном. Хотя пишут часто неплохо, и экзамены сдают, и аттестаты получают.

С родителями у директора школы отношения партнерские – иначе доверительно общаться, выполнять общие по сути задачи обучения и воспитания детей не получится. Главы национальных диаспор, чьи дети тоже здесь учатся или учились, всегда рады прийти в школу, помочь в самых разных вопросах, в том числе в международных переговорах по документам детей с их родины, например.

Любые конфликты – на национальной, личной почве – здесь пресекают решительно, но мирно, легитимно. Иногда приходится это делать через старших в диаспорах.

– В своем выступлении на семинаре-совещании в Воронеже я обратила внимание собравшихся на то, что для таких детей в дополнение к основам духовно-нравственной культуры нужно добавлять преподавание основ современного российского общества, традиций, устоев, правил. Сейчас дети мигрантов, выучившие язык, не ассоциируют себя с русской культурой и не хотят видеть себя частью российского общества. Большинство из них хотят вернуться на родину после получения образования в нашей стране, так как российское образование ценится очень высоко.

– Я здесь недавно работаю, с января этого года, но сразу явно почувствовала, что это такое – командный дух педагогического коллектива, – рассказывает завуч по внеклассной работе Ольга Жижина. – И общий настрой – принимать и понимать любого ребенка – он действительно очень важен. Потому и дети у нас ведут себя спокойно и уважительно.

– Общаясь с директорами из многих регионов на семинарах и практикумах, мы часто поднимаем проблему обучения детей мигрантов в школе, – обращает внимание Жанна Рюмина. – И тут я хочу отметить, что в Ярославской области проблема обучения таких детей не замалчивается. Власть – и на местном, и на областном уровне – поддерживает нас в том, что для эффективной интеграции детей мигрантов необходимо создать условия для успешного вхождения их в инокультурную среду, получения образования и социализации в обществе. Дети мигрантов действительно нуждаются в специальной педагогической помощи!

К сожалению, многие школы, уточняет Жанна Юрьевна, имеют низкую готовность из-за дефицита педагогических компетенций, отсутствия внятной политики и целевого финансирования.

– Мы постоянно говорим о том, что педагогам школ, где учатся такие дети, необходимы курсы повышения квалификации по преподаванию русского языка как иностранного; по социальной адаптации детей; по развитию толерантности, профилактике ксенофобии. Конечно, социализацию детей эффективнее проводить вместе с музеями, галереями, библиотеками. Чтобы юноши и девушки, окончившие русские школы в России, научились понимать, уважать, честно работать здесь, а в идеале – любить нашу страну и народ, который принимает их как дорогих гостей, – говорит директор уникальной школы.

Источник

Предыдущая новость

Молодая рецидивистка украла у спящего ярославца айфон за 65 тысяч рублей В Челнах впервые провели очный тур республиканского конкурса за премию «Студент-2017» За сутки в Татарстане выявлено еще 85 случаев коронавируса Минниханов и члены Правительства РТ почтили память Бориса Кузнецова Минниханов вручил многодетным семьям Татарстана государственные награды

Последние новости