Семь режиссеров из Санкт-Петербурга и Ярославля боролись за право поставить спектакли на сцене первого русского театра. Свои творческие проекты они представили в виде двадцатиминутных отрывков, и все без исключения оказались на высоте.
Режиссерская лаборатория – это своеобразный театральный вернисаж: здесь постановщики – в основном молодые режиссеры – представляют свои творческие эскизы. Эти работы обсуждают эксперты – коллеги и критики – и дают победителям конкурса «зеленый свет» на постановку репертуарных спектаклей.
Лаборатория часто становится площадкой для творческих исканий и экспериментов, она обещает свободу творчества и особенно интересна тем, что многие режиссеры выбирают для работы современные пьесы.
Участниками режиссерской лаборатории в первом русском театре стали молодые режиссеры из Санкт-Петербурга – Глеб Пихлакас и Арсений Мещеряков, выпускники Российского государственного института сценических искусств – режиссерского курса Андрея Могучего при Большом драматическом театре, а также пять ярославских режиссеров – Алексей Беляков, Денис Кожевников, Ольга Торопова, Виталий Даушев и Сергей Карпов – участники проекта «Крупный план», подавшие заявки на постановку спектаклей на камерной сцене.
В течение недели конкурсанты вместе с актерами работали над двадцатиминутными отрывками – творческими заделами будущих спектаклей. А в последний день лаборатории на камерной сцене состоялись конкурсные показы.
Места в зале в предвкушении яркого действа заняли коллеги-актеры и руководство театра. И их ожидания не были обмануты.
Алексей Беляков, выбравший для постановки пьесу Ясмины Резы «Арт», с юмором и иронией размышляет о наступлении новой эры в искусстве. Ее знаменем стало масштабное полотно, которое критики сочли чрезвычайно глубоким по смыслу, сопоставимым по значимости с «Черным квадратом» Малевича. Белый холст, которого не касалась кисть художника, – вот что оно собой представляет. И этот шедевр современного искусства вносит чудовищный разлад в мироощущение трех старых друзей – Марка, Ивана и коллекционера картин Сержа. Они спорят не столько о живописи, сколько о том, нужно ли каждый раз при восхождении на следующую ступень понимания мира отправлять на свалку истории достижения предшественников. Но разве не в этом – главный нерв сегодняшних социальных коллизий?
Работа актера Волковского театра Виталия Даушева, который представил искушенной публике отрывок из пьесы Алексея Житковского «Посадить дерево», продолжает тему абсурда, который нередко выдает себя за современную норму жизни. Глава семейства решил триумфально завершить триаду смыслов жизни настоящего мужика: он построил дом, вырастил сына. Осталась, казалось бы, самая малость, чтобы гордо сказать о себе: я выполнил предначертание. Но тут вдруг такое началось – и смешно, и страшно!..
А режиссер Ольга Торопова в своем эскизе по драме Юлии Поспеловой «Леха» так рассказала о любви, которой все возрасты покорны, что прямо – слезы из глаз. Пьесу эту, кстати, молодой драматург посвятила своему дедушке. Прожил ее герой обычную жизнь среднестатистического работяги – в молодости поторопился жениться и, хотя не испытывал к своей избраннице особенно нежных чувств, честно тянул семейную лямку. 50 ничем не примечательных лет прошли, как сон пустой. А потом он овдовел и… вдруг встретил Любовь Ивановну и сразу понял, что она – любовь всей его жизни. Душа, которая столько лет была скомкана, вдруг распрямилась.
Удивительная, очень трогательная история, особую выразительность которой режиссер подчеркнула с помощью соло на ударных инструментах.
Все творческие работы участников режиссерской лаборатории руководство театра и коллеги приняли на «ура». Итогом стало решение художественного руководителя Волковского – Сергея Пускепалиса – о принятии всех представленных творческих заявок в репертуар первого русского. Уже этой весной на камерной сцене зрители увидят четыре премьеры участников лаборатории: постановку Алексея Белякова по пьесе Ясмины Резы «Арт», спектакль режиссера Дениса Кожевникова по драме Алекса фон Бьерклунда «На самом краю земли», пьесу Алексея Житковского «Посадить дерево», поставленную Виталием Даушевым, и работу Ольги Тороповой по пьесе Юлии Поспеловой «Леха». Сергей Карпов на камерной сцене представит зрителям сразу две премьеры по пьесам Ивана Вырыпаева – «Солнечная линия» и «Валентинов день».
В течение ближайших сезонов на исторической сцене Волковского Арсений Мещеряков поставит спектакль по пьесе Александра Афиногенова «Страх», а Глеб Пихлакас будет работать над постановкой по пьесе Александра Вампилова «Воронья роща».
Руководством театра решено, что проведение режиссерской лаборатории в первом русском станет ежегодным. Хочется пожелать удачи всем, кого ведет по жизни большая любовь – любовь к театру.
Фото Волковского театра и из архива «Ярославского региона»