Посетителям галереи предлагают отгадать остроумный живописный «кроссворд» (0+).
«Художники – все такие серьезные, бородатые, в свитерах, а я люблю немного пошутить», – признается ярославский живописец Александр Кравцов, чья ретроспективная экспозиция развернута сейчас в выставочном зале областного Союза художников.
«Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит», – говорит в своей сказке «Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери.
Творчество Александра Кравцова не дает усомниться в том, что он принадлежит к тому самому меньшинству. Его написанный во множестве вариантов «Морской бой» – битва сближающихся на всех парах утюгов и чайников, над которыми барражируют летающие тарелки (не звездолеты, а посуда), – явная шутливая аллюзия, вызывающая в памяти не только морские баталии с картин Айвазовского, но и поэтические произведения… Корнея Чуковского. Здесь та же мальчишеская удаль и острая характерность героев.
Только весельчак мог запустить в пруд в Живерни (а это, как известно любимая усадьба Клода Моне, к которой он относился с восторженным пиететом и воспел в своих пейзажах)… гиппопотамов. Многотонные неповоротливые туши не испортили, а напротив, оживили пасторальный пейзаж.
Много шуток, проказ, головоломок спрятано в картинах Александра Кравцова. А еще автор любит играть в слова. Сюжет полотен «Проходной двор», «Дело в шляпе» понимается в прямом, а не в переносном смысле: двор, через который шествуют прохожие, деловые бумаги в головном уборе. Юмор проскальзывает в названии многих картин – например, «Три опеля на «Плющихе», «12 ульев» (пять с плюсом тем, кто вспомнил роман Ильфа и Петрова).
Смысл многих пейзажей и натюрмортов приходится буквально разгадывать, как ребусы или кроссворд. К примеру, натюрморт, на котором мы видим имбирь, лимон, чеснок и медицинскую маску, прочитывается зрителем как «пандемия».
Особняком стоят в его творчестве полотна, в которых ощущается пронзительная мальчишеская грусть об «условном Зурбагане» – удивительном приморском городе, в котором есть место чуду. В юности туда стремишься. С годами приходит осознание его нереальности, но редким счастливчикам удается переноситься туда хотя бы во сне. Александр Кравцов, судя по всему, к ним принадлежит. Быть может, причина в том, что он почти четыре десятка лет проработал в школе и Доме пионеров, где флюиды фантазии создают особую атмосферу?
Его путь в искусство был непростым. Родители – отец-инженер и мать – педагог по образованию – надеялись, что сын продолжит трудовую династию. А он в выпускном классе увлекся живописью.
– Заболел учитель, и временно заменить его пригласили ярославского живописца Игоря Александровича Толмачева. Мы с ним разговорились, и он пригласил меня в свою мастерскую, где я неожиданно для себя понял: вот дело, которым я хочу заниматься. И на пороге взрослой жизни записался в изостудию.
Если с детства пребывать в творческой среде, поступить в художественную школу в семь-десять лет, а в художественное училище – в пятнадцать, то можно не спеша, целеустремленно двигаться к вершине мастерства по проторенному задолго до тебя пути. А если в шестнадцать лет приходится постигать азы, то дальше – только напрямик и где-то даже напролом.
Александр Кравцов после окончания Костромского педагогического института имени Некрасова (он учился на художественно-графическом факультете) работал в сфере, заточенной на развитие одаренных детей. И их восприятие мира не могло не отразиться в его творчестве.
Поэтому не удивляешься, увидев на его картинах литые чугунные угольные утюги, которые подобно океанским лайнерам замерли у причалов (утюжили просторы океанов и теперь отдыхают на рейде), дымящие трубами бумажные кораблики, которыми управляют капитаны дальнего плавания. А еще от этих полотен веет ретроностальгией. Если железная дорога – то обязательно паровоз, если автомобили – то модели начала или середины прошлого века.
– У меня никогда не было своей машины, а чисто визуально мне больше нравятся авто, которые существовали на заре автомобилестроения: они более основательные и менее агрессивные, чем современные, – признается Александр Кравцов.
Его первая выставка состоялась в 1986 году. В эпоху социалистического реализма пронизанный ретроромантизмом, ироничный авторский стиль Александра Кравцова шокировал публику: одни им восторгались, другие его ругали. Сегодня, когда ширится мода на цветовые пятна, творческая манера мастера радует своей обращенностью к классическим образцам и почти мальчишеским максимализмом.
– Холст и масло, через которые художник выражает себя, многими понимаются как хлеб и масло, то есть источник заработка. Это явное заблуждение, – полагает художник.
Минувший год он считает удачным – и в творческом, и в семейном плане.
– У меня внучка родилась – Адой назвали, теперь у меня трое детей и пятеро внуков, старшему из которых уже 15, – поделился радостью счастливый отец и дедушка.
Две его дочери по семейной традиции окончили педуниверситет, сын занимается компьютерным дизайном. С живописью никто из них свою жизнь не связал. Может быть, это сделают внуки?