16 октября арбитраж Москвы приступит к разбирательствам по иску Союза производителей алкогольной продукции (СПАП). Союз требует признать незаконным отказ Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства на рынке алкоголя в Татарстане.
В СПАП, в частности, входят производители водки «Синергия», Roust, Алкогольная сибирская группа, ГК «Кристалл-Лефортово». Заявление было подано еще летом.
СПАП просил ФАС проверить ситуацию на алкогольном рынке Татарстана в сентябре 2016 года. В связи с имеющейся у союза информацией о том, что Госалкогольинспекция Татарстана дала негласное указание работающим в республике ритейлерам установить с 1 октября минимальные цены на ввозную водку на уровне 321 руб. за бутылку, тогда как в других регионах они продавали ее по 220–260 руб. При этом водка принадлежащего правительству республики «Татспиртпрома» — «Наркомовская норма» и Starter — в магазинах региона продавалась по 256 руб. и 286 руб. соответственно. Кроме того, власти республики ввели дополнительную сертификацию путем нанесения на водку марок Госалкогольинспекции, что также влекло увеличение цен продукции конкурентов «Татспиртпрома», рассказывает «Коммерсант».
Поставщики спиртного и раньше сетовали на согласованные действия местных властей по продвижению алкоголя татарстанского производства. Они сообщали, что в Татарстане есть установки обеспечивать присутствие на прилавках 90% местной алкогольной продукции и не более 10% — ввозной. В мае 2010 года ФАС признала, что исполнительные органы власти Татарстана нарушили закон «О защите конкуренции», ограничив поставку и продажу продукции в Татарстане федеральным алкогольным компаниям в интересах «Татспиртпрома».
Сейчас отказ возбудить дело по жалобе 2016 года в ФАС объясняют недостатком доказательств нарушений антимонопольного законодательства.
«Татспиртпром» через АО «Связьинвестнефтехим» принадлежит правительству республики и является крупнейшим производителем водки в РФ. В 2016 году он произвел 11,6 млн дал водки и занял около 16% рынка РФ. В Татарстане его доля оценивается в 70–75%. За прошлый год компания реализовала алкогольной продукции на 46,3 млрд руб., включая акциз и НДС. Чистая прибыль достигла 1,2 млрд руб. Основной бренд «Татспиртпрома» — «Русская валюта» — к концу прошлого года занял первое место среди других водок по продажам в России.