Изразец – часть культурного кода Ярославля. В нем есть что‑то родное, близкое каждому, что откликается то ли в символике, то ли в цветовой гамме.
Изразцы родились в «золотой» период расцвета нашего областного центра. Но спустя столетия по‑прежнему актуальны и интересны. Именно они – изразцы – стали главным действующим лицом ярославского проекта – победителя всероссийского конкурса «Мастера гостеприимства» в номинации «Этнокультурный туризм».
Подавая заявку на участие в конкурсе «Мастера гостеприимства», никто и не догадывался, что соревноваться придется в номинации «Этнокультурный туризм». Организаторы, отсмотрев заявки, сами распределили участников по номинациям, где им потом предстояло защищать свои проекты. Соперниками ярославцев в этот раз стали представители Татарстана, Башкирии, Бурятии, Дагестана.
– Они выходили в национальных костюмах, представляя весь колорит своей местности. Я переживала, как бы мы в этой компании не затерялись. Но все получилось. Нам удалось не просто показать самобытность ярославского изразца. Мы победили! И это большой вклад в возрождение интереса к одному из исконных ярославских народных промыслов, – с воодушевлением говорит автор проекта, руководитель «Союза мастеров АртЕль» Людмила Ворожцова.
Уже несколько лет она плотно занимается историей ярославских изразцов, изучая не только сам промысел, но и его богатую историю. Надеясь, что в будущем ярославские изразцы будут так же узнаваемы, как гжель или хохлома.
Бытует мнение, что в Россию изразцы привез Петр I. Они понравились ему во время путешествий по Голландии. Но история российских и, в частности, ярославских изразцов говорит о другом.
Возможно, их появлению способствовали путешествия купцов. Бывавшие в дальних странах, они неизменно привозили домой различные товары. В Испании и ряде восточных стран они могли видеть в зданиях большие панно, сделанные из обожженных глиняных плиток, которые впоследствии расписывались, а затем привезти идею домой.
Принципиальное отличие российских изразцов в том, что плитка с рисунком сначала расписывается, а уже потом отправляется в печь на обжиг. Глазурь в этот момент кардинально меняет свой цвет. Так что вся задумка у мастера должна появиться еще до того, как начинается роспись.
– Вокруг происхождения слова «изразец» до сих пор идут споры. По одной версии, слово родилось благодаря резным доскам, которые использовали для того, чтобы отпечатывать рисунок на глине. По другой – происходит от слова «образец», а тот – от «образ», – рассказывает Людмила Ворожцова.
Ярославль сыграл большую роль в истории изразца. Глазурованные плитки с характерными, типично ярославскими красками и узорами можно увидеть во Владимире, Москве и многих старых городах Центральной России. А началось все со Смутного времени.
После того как на престол взошел Михаил Федорович Романов, Ярославль стал вторым по значимости городом после Москвы. В столице помнили о том, что отсюда вышло ополчение Минина и Пожарского, так что купцы и посадские люди получили преференции. Богатели купцы, богател город.
– А как купцу подчеркнуть свой статус? Построить храм. И чем он будет богаче, тем и статус выше. К тому времени многие были уже напуганы пожарами, так что стали строить каменные храмы, – делится Людмила Ворожцова. – Мы и сейчас знаем, какой храм кем построен. Храм Ильи Пророка возвели на деньги купцов Скрипиных, храмовый комплекс Иоанна Златоуста – братьев Неждановских, церковь Николы Надеина – Епифания Светешникова, а церковь Рождества Христова строила одна из богатейших династий России того времени – Назарьевы‑Гурьевы. И все эти храмы были украшены изразцами.
В правильное время сошлось все: наличие мастеров, сырье под боком, наличие спроса и предложения. И в Ярославле стали появляться небольшие заводики по производству фигурного кирпича и изразцов. Работали на них мастера‑керамисты, или «записные кирпищики».
Цветочные мотивы были характерной особенностью ярославских изразцов. Это были шести- или восьмилепестковые розетки.
– В отличие от португальских плиток наши изразцы были не просто деталью мозаики, а самостоятельными элементами фасадного декора, – рассказывает Людмила Ворожцова. – Ставить такие плитки могли не только горизонтально, но и углом. Так на фасадах церквей появилась «ярославская строчка»: ряд изразцовых плиток, выстроенных углом по одной стороне здания.
Кроме цветочного орнамента ярославские мастера использовали изображения птиц и мифических животных: птица Сирин, Алконост, Гамаюн, единорог или Индрик‑зверь. Образы славянской мифологии вначале перешли в христианскую культуру, а потом появились и на фасадах церквей и светских зданий.
Согласно плану 1777 года, который сейчас хранится в Ярославском музее‑заповеднике, в городе было 19 изразцовых заводов. 18 таких цехов располагались в Коровницкой слободе. Место было удобно тем, что вдоль Которосли разрабатывали глиняные карьеры.
В мастерских производили изразцы, которые отличались рельефом и покрывались разными глазурями.
Отличить ярославские изразцы можно не только по изображению, но и по цвету. Первые изразцы XV века были неглазурованными. После обжига им оставляли естественный терракотовый цвет. Потом мастерам удалось сделать глазурь или поливу.
Первая полива была изумрудно-зеленого цвета, который давали свинец и цинк. За что и получила свое название «муравленая» от словосочетания «трава‑мурава». В Ярославле сохранилось несколько церквей с муравлеными изразцами.
Полихромные изразцы появились позже. По одной версии, они пришли из Европы, по другой – из арабских стран. Но если в голландских изразцах равноправно участвовали два цвета: синий и белый, то для ярославских была характерна другая палитра. Кроме «муравленого» цвета, который, как правило, использовали как фон, появился белый цвет, а затем разбеленые синий и охра.
Ярославскому изразцу посвящена целая глава в книге «Русский изразец» искусствоведа и хранителя фонда изразцов Московского государственного объединенного музея‑заповедника Светланы Барановой.
Это неудивительно. Кроме своей уникальной техники ярославские мастера сумели поставить и несколько рекордов. Так, они сделали самый большой в России наличник из изразцов. Его размеры – пять на восемь метров. И хотя наличник выполнен из составных частей, все же представляет собой единую композицию, которая украшает церковь Иоанна Златоуста в Коровниках. А вот рекордсменом по плотности изразцового убранства по праву считается церковь Тихвинской иконы Божией Матери.
Заказчики строительства церкви Рождества Христова купцы Назарьевы‑Гурьевы и вовсе отважились на дерзкий поступок! Они пожелали сделать на нем фризовую надпись. Сама просьба не была из ряда вон выходящей. Обычно на них упоминались имена светских и духовных правителей, во времена которых церковь построена и освящена. Но купцы пожелали написать на ней... свои имена. По легенде, построенный храм даже не хотели освящать. Но со временем ситуация сгладилась. Фризовая надпись осталась на месте. Теперь ей, как и муравлеными изразцами, которые украшают церковь, приходят любоваться туристы.