Секреты закулисья. Что скрыто по ту сторону сцены Волковского театра

01.04.2018 13:07 0

Секреты закулисья. Что скрыто по ту сторону сцены Волковского театра

27 марта отмечался Всемирный день театра. Это праздник абсолютно всех служителей Мельпомены, от актеров до билетеров, ведь здесь нет второстепенных профессий. Что же скрыто от нас за кулисами? Об этом мы решили узнать в первом русском – театре драмы имени Федора Волкова.

Театральные будни

Сцена. Занавес. Аплодисменты. В театр зритель приходит за атмосферой, эстетикой и пищей для ума. Мало кто задумывается, сколько сил и ресурсов было задействовано для создания одного спектакля. То, что мы видим на сцене, – лишь верхушка айсберга, результат творческой работы огромного количест­ва людей: кто-то выставляет свет, кто-то следит за звуком, кто-то шьет костюмы, кто-то делает декорации…

Любая театральная постановка начинается с выбора артистов. Режиссер решает, кто какую роль будет играть. Но так как создание спектакля – процесс творческий, вероятны изменения на любом этапе. Утвержденный актер в процессе репетиций может смениться или получить другую роль. А кто-то из режиссеров изначально видит конкретного артиста в определенном образе. Бывает, специально пишутся дополнительные роли, если процесс постановки спектакля вдохновит режиссера на создание новых персонажей.

Постановочная группа насчитывает около 10 специалистов, включая хорео­графа, композитора, художника. В среднем от начала репетиций до премьеры проходит 2 – 3 месяца.

В это время работа в стенах первого русского кипит. Несколько цехов трудятся над созданием необходимой для спектакля атмосферы, делают костюмы и декорации, придумывают реквизит. Воздух буквально пропитан энергией зарождения чего-то нового. Воплощение в жизнь начинается в реквизиторском цехе. Там подбирают необходимые предметы. То, что не смогли найти, изготавливают в столярном цехе. После чего изделие попадает в бутафорский цех, там оно приобретает фактуру, объем. Завершающим этапом становится работа декораторов.

Три хрупкие женщины, которые трудятся в декораторском цехе, заслуживают звание волшебниц. Только им под силу сделать из новой вещи старую, из пакета для мусора – пепел, заставить летать корову, а фанерные дома – сиять в темноте.

– У нас очень творческая, интересная работа, мы должны довести до ума декорации, придать им цвет, фактуру, поэтому в ход идет все, мы любую вещь приспособим под замысел художника-постановщика, – рассказывает старший художник-декоратор Маргарита Чистова. – По специальности я художник-оформитель, декоратором работаю последние 10 лет. Это была моя мечта. Судьба подарила мне шанс попасть в Волковский театр, и я его не упустила, я считаю, все мечты должны исполняться. А опыт художника-оформителя мне очень здесь пригождается. Как художнику мне больше интересны работы, где много цвета и есть задники – фон на картинах, изображающий все, что находится на заднем плане. Яркое воспоминание у меня осталось от постановки «Поминальная молитва». Для нее мы создавали замечательные костюмы, рисовали задники, делали интересные дороги из холста, раскрашивали дома люминесцентными красками. Сейчас для создания декораций чаще используются пластик и железо, тут для художника особого буйства фантазии нет.

После декораторов слово за работниками монтировочного цеха. Они собирают декорации на сцене.

Сцена по праву является одним из предметов гордости «волковцев». Она позволяет воплотить практически любую технически сложную задумку режиссера и художника-постановщика.

– Волковский театр оснащен по последнему слову техники. Наша сцена – одна из лучших в России. Она имеет огромные простран­ства, сделана с учетом звука, света, возможности нахождения за кулисами, может трансформироваться, подстраиваться под режиссер­ские задумки. Это очень редко для театров, – объясняет заведующий постановочной частью Волковского театра Павел Мышенков. – На сегодняшний день наша сцена оборудована первоклассным светом и первоклассным звуком, по мере необходимости мы приобретаем дополнительное световое и звуковое оборудование. За последние пять лет на техническое оснащение было потрачено свыше 10 миллионов рублей. Мы постоянно совершенствуем нашу материально-техническую базу. Если говорить о периферии, наш театр входит в десятку лучших по оснащению. А по возможностям переоборудования и потенциалу – в пятерку. Это стало возможно благодаря продуманности пространства театра, он очень грамотно построен.

Вечернее платье или джинсы?

Театральный этикет – один из вопросов современности. Нужно ли готовиться к походу в театр? Что надеть, а что лучше оставить висеть в шкафу? Эта дилемма, наверное, хотя бы раз вставала перед каждым человеком. В советское время все было просто – поход в театр приравнивался к выходу в свет, поэтому готовились заранее. Дамы посещали парикмахерскую, делали макияж, надевали лучшие платья, одалживали духи у подруги и под руку с таким же наряженным кавалером переступали порог зрительного зала.

Сейчас же среди публики можно встретить как людей в вечерних костюмах, так и в стиле casual.

– Действительно, кто-то предпочитает наряды, а кто-то приходит в джинсах и кедах. Эта тенденция характерна не только для провинциального театра, но и для столичного. Если посетить спектакль в Москве, можно видеть ту же картину, – говорит руководитель информационного отдела первого русского Юрий Соболев. – У нас нет строгого дресс-кода. Мы проводили голосование в группе нашего театра «ВКонтакте». Вопрос звучал так: «Придаете ли вы значение внешнему виду при походе в театр?». Долгое время голоса делились практически пополам, но в итоге те, кто одевается торжественно, все-таки победили. При этом аудитория в группе больше молодежная и насчитывает 16 тысяч человек!

По ту сторону сцены

Артистов можно назвать лицом театра. Их знают, им рукоплещут, восхищаются, дарят букеты, а их портреты украшают стены любого театра. Но жизнь актера – это не только овации и цветы, это напряженная работа, ежедневные многочасовые репетиции. Рабочий день начинается в 11 часов, а когда закончится, известно только режиссеру. По­этому пространство Волковского создано так, чтобы служители Мельпомены чувствовали себя как дома.

Стены коридоров первого русского – особое простран­ство. На каждой огромное количество фотографий, портретов, запечатлевших будни театра и его яркие события. Фото хранят память не только об артистах начала прошлого века, напоминая о корнях, но и о других сотрудниках – водителях, осветителях, декораторах, гримерах, чтобы каждый чувствовал себя уютно, знал, что он важен и ценен.

Карта гастролей – еще одна интересная деталь, скрытая от глаз зрителей. Огромная карта мира с красными огоньками располагается на административном этаже. Она отображает гастроли за последние 7 лет, и за это время на ней зажегся не один десяток лампочек. И с каждым годом их количество растет.

Ну а главной достопримечательностью сами «волковцы» в шутку называют кофейный автомат. Это не просто уголок, где можно выпить кофе, это место встречи коллег, друзей, пространство общения и отдыха.

Первый русский в современном мире

Несмотря на то, что Волковский – первый русский театр, он невероятно популярен в наши дни. Он уважаем и известен далеко за пределами Ярославской области и России. Театру удается не забывать свои корни и при этом держать руку на пульсе театральной жизни, а нередко – и задавать ей тон.

– Богатое историческое наследие – это и наша отличительная черта, и проблема, так как на нас лежит ответственность сохранения исторических традиций. Но в то же время, оберегая их, мы рискуем превратиться в театр-музей, который никому не будет интересен, – пояснила помощник художественного руководителя Татьяна Цветкова. – При этом мы находимся в провинции. В Москве, например, существует не одна сотня театров, поэтому каждый из них может работать в своем, интересном ему направлении. Мы же должны сочетать в себе все стили, удовлетворяя вкусы разношерстной публики. К счастью, нам это удается. Театр сейчас синтетический, он уже не может быть просто драматическим, там все завязано: хореография, пластика, музыка, вокал. И все это мы в своих будущих постановках намерены сочетать. В планах – различные режиссерские и драматургические лаборатории. Артисты Волковского воспитаны на классических театральных традициях, но при этом открыты эксперименту, это уникальный случай.

«Играем вместе»

Современный Волковский – это больше, чем просто театр. Это площадка для экспозиций и фестивалей. В фойе первого русского постоянно проходят выставки картин российских и зарубежных художников. Доброй традицией стало проведение двух самых масштабных и ожидаемых фестивалей – Международного Волковского и молодежного фестиваля «Будущее театральной России». Каждый из них является событием в театральном мире, участие в котором считается очень престижным.

Зарекомендовав себя на сцене и за ее пределами как колыбель культурной жизни страны, театр продолжает развиваться. Уже этим летом он представит новый проект «Играем вместе», посвященный современной россий­ской драматургии. Участие в разработке проекта принял популярный художник, блогер и музыкант, известный широкой публике под псевдонимом Вася Ложкин.

«Играем вместе» – это трехдневный марафон, в рамках которого артисты театров России прочтут актуальные сегодня пьесы, а ведущие театральные деятели проведут мастер-классы. Кульминацией марафона станет премьера постановки режиссера Семена Серзина «Человек из Подольска» по пьесе Дмитрия Данилова. Пьеса признана одной из лучших по итогам конкурса новой драматургии «Ремарка», а также является лауреатом премии «Кульминация», объединяющей победителей всех главных драматургических конкурсов России.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Снеговик, фонтан и олени: в Ярославле появляются оригинальные украшения к Новому году Несладкая болезнь. Ярославские врачи рассказали об опасностях детского сахарного диабета В Ярославле откроется невероятный фестиваль роботов «Робополис» В Ярославской области после ДТП водителя самосвала вырезали из кабины Ярославский строитель сорвался в шахту лифта с 17 этажа

Последние новости