Семейный психолог: битьем учить можно, но по науке

13.11.2017 8:37 0

Семейный психолог: битьем учить можно, но по науке

Челнинцы бьют своих детей. Бьют многие. Опытнейший семейный психолог Нина Зуева говорит, что происходит это в основном по двум причинам. Прежде всего потому, что очень многие родители не думают о том, как надо правильно воспитывать-растить детей, не читают посвященную этому литературу, а действуют по сценарию «Как меня». Мол, родителя меня и в угол ставили, и всяко наказывали, и били, и вот вырос же. И нормально живу, и нормально зарабатываю. Вторая причина – это недовольство своей жизнью. То есть детей не бьют не потому что они такие уж плохие, а потому что жизнь плохая, не нравится родителям как они живут:

- Очень часто родители недовольны своей жизнью. Очень часто потому, что люди не имеют работы, которая им нравится. Работают не там, к чему имеют призвание, а там, где больше платят. Кто-то ищет виноватых в своей жизни. Кто-то пытается менять все то, что ему не нравится, но все изменить невозможно. Это недовольство выплескивается злобой на ребенка. По любому поводу, - говорит Зуева.

Все мы знаем, что детей бить нехорошо. Хотя бы потому что нехорошо вымещать злость на том, кто не может дать тебе сдачи, а еще зависит от тебя во всем, любит тебя и ждет от тебя любви и помощи. Специалисты это тем более знают.

Семейный психолог: битьем учить можно, но по науке

Но специалисты вычленяют ситуации, когда ребенка бить можно, а иногда и нужно. Поскольку взрослых людей увещеваниями перевоспитывать почти бесполезно, мы с помощью специалистов обрисуем ситуации, когда сына можно ударить. Дочке достаточно удар обозначить или ограничится пощечиной.

- Как правило, такие ситуации с сыновьями возникают, когда мальчишке 7-8 лет, а потом в подростковом возрасте, когда ему исполняется 14-15. В том и другом возрасте наступает определенный этап взросления, будущий мужчина переосмысливает жизнь, самоутверждается. Это может выражаться в вызывающем поведении, в грубости, в поступках, которым нельзя потакать. Такую дерзость и такое проявление взросления надо остановить. Вот поэтому можно и ударить, - объяснял как-то автору этих строк кандидат психологических наук Александр Либерман. К сожалению, ныне покойный.

Зуева привела пример из своей жизни. Как-то они с внучкой вышли во двор кормить хлебом голубей. А внучка вдруг стала хлебом не кормить, а бросаться в голубей. Бабушка сделала замечание. Тогда внучка демонстративно очередной мякиш кинула… в сторону бабушки. Бабушка очень строго сказала, что хлебом бросаться нельзя, грех. Внучка кинула весь свой кусок на землю и растоптала его. Тут психолог и поняла, что словами делу не поможешь. Подошла и дала девченке подзатыльник.

Семейный психолог: битьем учить можно, но по науке

Заметьте, что специалисты обозначили всего два возраста и такую ситуацию, где дерзость проявлялась не один раз. Воздействие силой – это разовые технологии, существенно уточняет Зуева.

Опытный, даже «звездный» челнинский невропатолог Румия Набиева строжайше запрещает родителям бить детей, особенно маленьких по голове и по спине. Можете и не заметить, как нанесло серьезную травму. Потому что травма может проявиться не сразу, а через несколько лет.

- Ремень есть, - напоминает невропатолог про русский народный веками проверенный способ. Получается, психолог Зуева зря дала внучке подзатыльник. Но у психолога во дворе не было ремня, а потом удар у нее далеко не мужской.

Вот подростка 14-16 лет в тот момент, когда он ведет себя непозволительно и так непозволительно, что потакать этому нельзя, можно ударить и кулаком. Причем по лицу, но аккуратно. Чтобы почувствовал боль, но ничего больше. Зуева существенно уточняет, что подростков вообще надо наказывать продуманно, умно. То есть ни в коем случае и никогда нельзя применять силу со злости. Иначе это такое воспитание, когда сын вправе дать вам отпор. Потому что вы его не поняли, вы его не услышали. Тем более он вправе дать вам отпор, если вы просто срываете на нем злость, недовольство, раздражение.

Теперь оцените то, что и когда житейский, обобщенный в науку опыт человечества позволяет вам делать силой. Будет этого достаточно для воспитания? Конечно же нет. Поскольку это не воспитание, а лишь эпизоды.

Воспитание складывается из иных способов воздействия, которые к рукоприкладству не имеют никакого отношения. Но чтобы эти способы применить, вам надо разобраться почему вы распускаете на детей руки. Жизнь не нравится? А это ваш сын или дочь вам не позволяют работать там, где вам хотелось бы? Это они, а не ваш начальник на вас орут и не платят вам зарплату? Или это они должны за ас подумать и что-то в вашей жизни изменить?

- Если вам не нравится ваша жизнь, то и займитесь своей жизнью, а не битьем своих же детей, - просто советует Зуева.

Семейный психолог: битьем учить можно, но по науке

Вы убеждены, что воспитываете правильно, потому что вас самих так воспитывали? Тогда вспомните свое детство и ответьте самому себе нравилось вам в детстве то, что вас били? И чего вам хотелось, когда вас били. И как вы сейчас относитесь к своим родителям? Хотите ли вы, чтобы м ваши дети относились к вам так же, как вы сейчас относитесь к родителям? Подумайте и измените сценарий воспитания «Как меня». Иначе вы сломаете характер и будущее своих детей. Это обязательно аукнется.

А вот способы, которые позволяют обойтись без рукоприкладства, без криков и агрессии. Мы уже рассказывали вам о методе нашептывания из гуманной педагогики, разработанной академиком Шалвой Амонашвили. Вы подходите к ребенку и на ухо шепчете ему о том, как он огорчает вас, когда так себя ведет, как он этим делает вам больно. И т.д. Есть наказание сидением в углу.

- Вы ставите в угол не ребенка, а стул, а на стул сажаете ребенка. Один из умных психологов дает совет сажать на столько минут, сколько лет ребенку, и при этом давать ему задание. Например, такое: посиди, подумай и скажи мне почему ты поступил так, а не иначе? – говорит Зуева. Есть и другие способы. Но о них вам лучше прочитать в литературе. Зуева советует книгу доктора психологических наук Юлии Гипенрейтер. Это двухтомник, каждый том рассчитан на определенный возраст. Первый том называется «Общаться с ребенком как» и он рассчитан на родителей, чьи дети еще не стали подростками. На родителей детей-подростков рассчитан второй том, и он называется «Продолжаем общаться с ребенком так».

- Заметьте, что в самом названии книги речь идет об общении. Воспитание – это общение, а не битье и не нравоучения, - уточняет Нина Тихоновна.

Семейный психолог: битьем учить можно, но по науке

Еще Нина Зуева советует всем записать и повесить для себя на видном месте стихотворение, написанное зарубежным автором. Здесь мы даем его подстрочный перевод:

«Дети, привыкшие к критике, учатся осуждать.

Дети, враждою воспитанные, знают как нападать.

Дети в насмешках выросшие, впитывают страх и робость.

Много и часто стыдимые с виною своей неразлучны.

Часто и много битые будут жестокими.

Те, кто воспитан терпимостью постигают науку терпения.

Воспитанные ободряющим словом умеют верить в себя.

Дети, взращенные похвалою, умеют ценить хорошее.

А воспитание справедливостью учит детей доверию.

Дети, воспитанные одобрением, живут с собою в ладу.

Одаренные дружбой, душевным теплом находят в мире любовь».

Наконец, возникает вопрос, что делать, как вести себя взрослым людям, которые так или иначе становятся свидетелями рукоприкладства несдержанных родителей. Например, сидя дома, приходится слышать, как соседи то и дело орут на своих детей и бьют их.

- Вообще, есть такое правило: не просят – не помогай. Если просят, помоги наполовину. Дай человеку шанс научиться самому справляться с проблемой, - отвечает на это Зуева. Но оговаривается, что это правило относится прежде всего ко взрослым людям. Если речь идет о ребенке, то вмешаться надо, но умно и тактично. Сначала с соседями надо поговорить, желательно, когдла они спокойны и могут слушать. Им нужно объяснить, что своим шумом они мешают вам, а кроме того, взрослый не может оставаться в стороне, когда помощь нужна ребенку. Если не поможет, то стоит вызвать участкового или наряд полиции, чтобы приняли свои меры. А потом можно и нужно обратиться в органы опеки.

- Родители у нас не знают ни своих прав, ни обязанностей. На родительских собраниях об этом если и говорят, то недостаточно доходчиво. А между тем у родителей, помимо прав, есть обязанности, а у детей, помимо обязанностей, есть права. Например, ребенок вправе и сам обратиться в органы опеки, - обращает внимание психолог.

Сергей ИСИЧКО

Фото Николая Туганова

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Детская инфраструктура в Челнах всё меньше устраивает горожан «Устойчивая положительная динамика»: в Ярославле рассказали о состоянии больной коронавирусом В Ярославской области нашли и обезвредили две мины времен Великой Отечественной войны Прокуратура Челнов возобновила уголовное дело в отношении «шефа» земельного управления города Ленара Гизатуллина 18-летний житель столицы Татарстана задержан за сбыт крупной партии наркотиков

Последние новости