Любительский коллектив представил будоражащий спектакль на сцене Волковского театра.
Ярославский самодеятельный театр-студия «Балаган» взялся за постановку пьесы американского драматурга Оливии Дюфо «Гробница малыша Тутанхамона» (12+). В ней есть место философской притче, трагедии, комедии, мистике, черному юмору, причем все это существует не отдельными пластами, а кипит и пенится в большом плавильном котле. Спектакль получился настолько сильным по эмоциональному накалу, что его с аншлагом показывают на камерной сцене первого русского театра.
У любительского театра-студии «Балаган», который 30 января представил свой спектакль на сцене Волковского, яркая и интересная история. В 1977 году выпускник театрального института имени Щукина Юрий Спиридонов, убежденный, что звучащее со сцены слово обладает большой внутренней силой и способно изменить мир, объединил вокруг себя молодых романтиков – студентов, молодых рабочих, старшеклассников, которым претил «кондовый официоз» соцреализма. И они начали ставить спектакли по произведениям Рэя Брэдбери, Людмилы Петрушевской, Нины Садур и других авторов. Так родился самодеятельный театр с ершистым, задиристым характером и эпатажным, шутовским даже названием, которое подчеркивало: здесь звучат смелые речи, здесь мыслят неформатно.
Даже в эпохи жесткой цензуры существуют такие площадки. Спустя время театр поднялся почти до профессионального уровня, давая по 20 и более спектаклей в месяц. Но в начале 1990-х из-за экономических трудностей был вынужден прекратить работу. И возродился спустя почти три десятка лет.
Сам Юрий Владимирович объяснил, что решил реализовать давно задуманный проект: поставить спектакль по произведениям Габриэля Гарсия Маркеса.
Уже практически готов был сценарий, в основу которого легли вещи, составившие славу писателю-философу, лауреату Нобелевской премии: «Очень старый человек с большими крыльями», «Сто лет одиночества», «Полковнику никто не пишет», вырисовывалась сценография и имелись наброски мизансцен. А главное, за годы трансформации общества было столько всего пережито и прочувствовано, столько появилось новых идей и переосмыслено старых, что с этим багажом смыслов хотелось обратиться к людям. И Юрий Спиридонов вновь собрал вокруг себя энтузиастов театрального искусства.
Были среди них актеры из прежнего состава, ныне – люди состоявшиеся: к примеру, Владимир Русанов в свое время школьником пришел в самодеятельную труппу, а теперь он телевизионный режиссер, оператор.
Светлану Гиршон ее наставник помнит юной талантливой студенткой, а теперь она – сценарист, драматург. Михаил Асанкин из актера-любителя стал профессионалом, за его плечами – много ролей в театре и кино, его приглашают вести мероприятия всероссийского и международного уровня. А кто-то из золотого состава театра-студии нашел себя в бизнесе, кто-то работает в органах власти, кто-то учит детей или выбрал иную востребованную профессию.
Откликнулись на призыв мэтра и сегодняшние студенты, молодые специалисты, школьники, которым понравилась атмосфера любительского по статусу, но по многим характеристикам практически профессионального театрального коллектива.
Удивительно, но факт: помимо Юрия Владимировича с труппой в минувшие годы работали актер и постановщик театра имени Ф.Г. Волкова Сергей Карпов, актер Ярославского ТЮЗа, доцент кафедры актерского мастерства, заслуженный артист России Юрий Клипп, режиссер ДК «Магистраль» Ольга Маньшина.
А эскизы костюмов и декораций к спектаклю по Маркесу нарисовал художник Валерий Кунгуров, который сотрудничает с театрами не только в столице России, но и в Берлине, Лондоне.
Так велик оказался эмоциональный подъем, возникший у труппы по ходу постановки спектакля-притчи о смысле жизни «Очень старый человек с огромными крыльями», что самодеятельный театр поставил еще несколько пьес.
Пожалуй, самая значительная из его последних работ – трагикомедия «Гробница малыша Тутанхамона» по пьесе американского драматурга Оливии Дюфо.
– Сегодня эта пьеса очень актуальна, потому что в обществе формируется культ карьеры, личного преуспевания любой ценой, и многие готовы на все, чтобы взойти на профессиональный Олимп. И при этом обрывают связь с теми, кто им дорог, – считает Юрий Спиридонов.
Режиссер-постановщик Сергей Карпов отмечает, что драму пришлось адаптировать для российского зрителя, убрав режущую слух ненормативную лексику (в оригинале она присутствует) и наиболее острые образчики черного юмора, которые чужды русской культурной традиции. Все же комиксы – это отдельный пласт скорее западной, чем отечественной культуры, и некоторые аллюзии драмы, понятные американцу, вряд ли найдут отклик у нас. Но суть замысла лайт-вариант не искажает. Есть в нем и шутки, есть и слезы, есть блуждания по кругам ада в человеческом подсознании, афористично представленные в виде… да-да, тех самых комиксов. И еще в нем присутствует мистика.
– Когда этот спектакль только задумывался, были сформированы два состава актеров. Но как только приступили к работе над материалом, люди неожиданно начали один за другим выбывать – в их жизни, в их семье что-то происходило, что заставляло круто менять планы, – вспоминает играющая в спектакле главную героиню Светлана Гиршон.
Ее и саму ввели в постановку где-то на середине непростого пути. А малыша Тутанхамона играет уже четвертая актриса. Причем юная Юлия Варюшова – студентка отделения журналистики – кстати, пришла в студию лишь осенью прошлого года, и в первые месяцы по стандартному раскладу ей светили бы лишь эпизоды в массовке. А она блистает в центральной роли!
Это уникальный случай, но для такого театра, как «Балаган», – в общем-то норма. И то, что, раз появившись на сцене первого русского театра, он закрепился там и строит серьезные планы на будущее, – дорогого стоит.