Уже скоро выпускники будут писать итоговое сочинение. На какие темы им придется размышлять, выяснил наш корреспондент.
Итак, определены пять открытых направлений для тем итогового сочинения текущего учебного года. Это «Война и мир» – к 150-летию великой книги», «Надежда и отчаяние», «Добро и зло», «Гордость и смирение», «Он и она».
– Написание сочинения является обязательным условием допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе заменить его на изложение, – рассказала директор регионального департамента образования Ирина Лобода. – В рамках открытых направлений разрабатывают конкретные темы итогового сочинения, подбирают тексты изложений. Их доставляют в органы управления образованием на местах в день написания работ.
В свою очередь «Северный край» попросил ярославских школьных учителей поделиться своим мнением по поводу озвученных направлений.
Анна Тришина-Гиляревская, учитель русского языка и литературы губернской гимназии им. Святителя Игнатия Брянчанинова, г. Ярославль:
Сочинение как допуск к экзаменам нужно обязательно, поскольку наши дети (конечно, не все, но многие), если мы их не будем шпынять и заставлять создавать собственные тексты, совершенно отучаться думать! Извилины заржавеют просто от бесконечного списывания и расставления крестиков в тестах. А темы как темы, точнее, области-направления, в которых нужно готовиться. Рада видеть тему «Гордость и смирение», надеюсь, что найдутся ребята, которых заинтересует этот вопрос, и они будут искать решение дилеммы «Гордость или все-таки смирение» не только в романе известной английской писательницы (Дж. Остин «Гордость и предубеждение»)... Все чаще молодые люди гораздо больше увлекаются зарубежной литературой, при этом игнорируя опыт отечественной классики.
Тема «Он и она» совершенно для меня загадочна, непонятно, что могут предложить на экзамен, в какую сторону развернут вопрос. А вообще чтобы достойно написать сочинение, надо просто читать базовые произведения, размышлять над ними (собственно, сформироваться как активный читатель), освоить курс грамматики русского языка... и никаких проблем не будет!
Ирина Новикова, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы №2, г. Гаврилов-Ям:
Самое неприятное в направлениях итогового сочинения – то, что комментарий по каждому из них еще не дан. А осталось два месяца! Готовить детей надо. Думаю, большинство учителей будут ориентировать учеников на такие направления: «Добро и зло», «Он и она»,«Надежда и отчаяние».
«Гордость и смирение» – сами понятия очень сложные для детей даже 11 класса. Вы сможете за время экзамена ответить на вопрос «Чем отличается гордость от гордыни?»... Для детей непросто! Вот по направлению «Добро и зло» многие будут писать. Примерные темы найти можно уже сейчас: «Что такое доброта?», «Чем доброта отличается от милосердия?», «Почему человек должен быть добрым?» И так далее.
Пока темы сочинений по каждому направлению приходится додумывать. Например, «Он и она» – это темы о любви между мужчиной и женщиной? А вот я могу предположить – это тема экологии, например. Он – человек, она – природа, планета Земля.
Светлана Родионова, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы №2, г. Гаврилов-Ям:
«Война и мир» – хорошее произведение. Если бы дети его прочитали и проанализировали, то у них были бы аргументы и на все предложенные направления. Но, увы, молодежь очень мало читает и осилить 4 тома для них практически невозможно.
Надеемся, что в направлении «Он и она» составители предполагают взаимоотношения мужчины и женщины. А если конкретнее, любовь между ними. Для многих одиннадцатиклассников это актуальная тема. Думаю, что они готовы на нее порассуждать. Хорошее направление «Добро и зло»! Об этом говорим на всех уроках литературы. Хотелось бы как можно скорее увидеть комментарии к направлениям на сайте ФИПИ, а не додумывать самим, что же подразумевают составители тем!