Регион стал пилотной площадкой для реализации проекта Минпромторга России по созданию нового формата торговли – современных торговых галерей. О преимуществах нового вида торговли для горожан рассказывает заместитель директора департамента АПК – председатель комитета потребительского рынка пищевой и перерабатывающей промышленности Ярославской области Валентина Шишина.
–Валентина Валерьяновна, какая необходимость строить новые магазины, если на каждом шагу немало действующих?
– Действительно, по уровню обеспеченности населения стационарными торговыми объектами область давно числится среди российских лидеров. На тысячу жителей у нас приходится 1 258 квадратных метров торговых площадей, что в два с лишним раза выше нормативного стандарта. В городских округах и муниципальных районах работают свыше 10 тысяч стационарных торговых точек общей площадью 1,6 миллиона квадратных метров!
Но торговые галереи – это не просто магазины, а целый комплекс различных услуг для потребителей, проживающих в местах массовой застройки и отдаленных микрорайонах. В них разместятся небольшие торговые точки и кафе, мини-пекарни и фермерские лавки, а также парикмахерские, химчистки, мастерские по ремонту обуви, одежды и другие предприятия бытового обслуживания.
Принципиальное отличие галерей от торговых центров в том, что они разделяются на небольшие помещения, востребованные именно у малого бизнеса. Каждый магазин, кафе, предприятие обслуживания будет иметь собственный выход с витриной на пешеходную часть улицы. Этот вид торговли станет хорошей площадкой для горожан в шаговой доступности.
– Где конкретно будут располагаться эти галереи?
– Это не секрет. В областном центре на проспекте Авиаторов, улицах Большая Федоровская, Труфанова и Урицкого, а в Рыбинске на улице Черкасова. Все просчитано с учетом пожеланий жителей, которым не хватает инфраструктуры, создающей комфортную среду для проживания. Матрица проекта сформирована, уже поступили первые заявки от фермерских хозяйств, владельцев торговых лавок и кафе. Именно они будут собственниками новых объектов.
– Но сейчас многим фермерам даже заложить нечего! Как им стать участниками проекта?
– Возможности для этого имеются, предприниматели могут взять часть площадей в собственность с рассрочкой либо в аренду, или выкупить на стадии строительства. К финансированию пилотного проекта привлечены ведущие банки страны, участникам будет оказана помощь из регионального фонда поддержки малого бизнеса.
Для нас очень важно поддержать местных производителей. Их продукция имеет свои неоспоримые преимущества и максимально приближена к экологически чистой, не содержит консервантов, вредных красителей и ГМО.
В стародавние времена ярославские купцы стремились стать собственниками и открывали магазины в Москве, Санкт?Петербурге и других крупных городах. Не лишены этого желания и современные их последователи. В прошлом году распахнули свои двери на территории области 2 новых ярмарки, 5 магазинов и 15 лавок, появились 40 торговых мест на ярмарках и розничных рынках, в том числе 10 из них – в Москве.
Сегодня фермерским хозяйствам сложно взаимодействовать с супермаркетами из-за малых объемов продукции и неразвитой логистики. Торговые галереи устранят эти причины, потому что покупателей привлекает не яркая упаковка, а свежесть и полезность товара. Мы видим, как сегодня активно развивается фермерство в регионе, каким повышенным спросом у населения пользуется продукция СПХ «Вощажниково», КФХ Степанова, КФХ «Левашово» и других хозяйств. В новых галереях, надеюсь, получат постоянную прописку сыры Марии Коваль из Переславского района, мясо птицы и кролика Ольги Давыдовской из Даниловского, молочные продукты Сергея Мутовкина из Ярославского и многих других фермеров.
– Выходит, у торговых галерей может развернуться острая конкуренция с «Лентой», «Магнитом», «Метро» и другими гигантами?
– Так это и замечательно! Соревнуясь, они будут стремиться создавать лучшие условия для покупателей по качеству торговли и уровню обслуживания, ценам. В конечном итоге это будет способствовать росту оборота розничной торговли в регионе. В прошлом году он превысил 224 миллиарда рублей, а за январь-май 2018 года составил 82 миллиарда. По темпам изменения товарооборота Ярославская область заняла по итогам 2017 года 2-е место среди 18 субъектов Центрального федерального округа.
Мы рассматриваем галереи не в качестве замены торговым центрам, а как альтернативу и возможность для малого бизнеса быстрее развиваться. Для нас это прорывной проект. Чем больше создадим площадок для товаропроизводителей, тем выше будут объемы производства продукции, что даст хороший импульс для развития фермерского движения в регионе.
– Когда горожан пригласят на открытие первых объектов стрит-ритейла?
– Сроки во многом зависят от самих участников проекта, их активности во время проведения конкурсов. Судя по тому, что часть инвесторов уже определилась с выбором площадок, думаю, новоселье не за горами, и первые торговые галереи появятся в Ярославле уже в будущем году.
– Как родился этот проект?
- Мы долго боролись с нестационарной торговлей, так называемыми развалами и временными ярмарками, где продукты продавались в антисанитарных условиях. Время идет вперед, настала пора отказываться от палаток и ларьков, где нет нормальных условий ни для продавцов, ни для покупателей. Создание торговых галерей идеально решает назревшую проблему. Нас поддержали в Министерстве промышленности и торговли РФ, мы вместе с опытными экспертами детально продумали концепцию новых объектов, обсудили вопросы управления и определили первые четыре площадки в Ярославле и одну в Рыбинске.
Виктор Евтухов, заместитель министра промышленности и торговли РФ:
- Мы вплотную подошли к решению проблемы отсутствия качественных коммерческих помещений именно для малых торговых форматов в застройке второй половины ХХ века. Это так называемые торговые галереи. Мы сейчас плотно работаем с мэриями городов, пожелавших участвовать в пилотном проекте. В первую очередь это красивейший древний русский Ярославль. Если у нас все получится, – а я в этом не сомневаюсь, – появится, наконец, инструмент для формирования полноценного стрит?ритейла для малого бизнеса.