Новая выставка в Ярославском художественном музее – это очередной экскурс в историю русского авангарда второй половины прошлого века.
На этот раз в зале «Под сводами» представлены работы Алексея Новикова – художника-нонконформиста, живописца, графика и скульптора. Почетный член Российской Академии художеств отправил на выставку 25 своих работ, часть из которых останется в Ярославле.
Алексей Новиков активно вошел в художественный процесс 60-х годов ХХ века, где наряду с мастерами «сурового стиля» значительную роль играли национальные направления и оригинальные авторские стилистики. Художник нашел свой узнаваемый стиль, продолжающий традицию русского примитивизма.
Собственные впечатления, жизненный опыт переплетаются в его работах с глубоким знанием и переживанием истории искусства, воплотившись в подходах к формообразованию и колористических предпочтениях. Сейчас, в свои 90 лет, Алексей Иванович по-прежнему активно работает, выставляется в разных странах. Большая поклонница его творчества – президент Швейцарской Конфедерации Симонетта Соммаруга, которая именно в картинах Новикова видит живой образ России.
Но перед посетителями выставки в ЯХМ предстает совсем не та страна, реальность, в которой мы живем сегодня, а среда, атмосфера, которой дышали наши бабушки лет сорок назад.
Взгляд художника представляет нам русскую деревню 70-80-х годов ХХ века – во многом аскетичную, бедную, неприглядную, но вместе с тем выразительную, порой кричащую, контрастную – и очень притягательную. Герои многокрасочных городов и сел средней России – похожие друг на друга, хотя, конечно, разные, интересные – каждый по-своему – люди. Они живут в условном мире, где все друг друга знают. Это любимая тема Алексея Новикова, работающего в жанрах портрета, натюрморта и тематической картины.
Художник-авангардист не признает канонические приемы изображения предметов, но герои его полотен ни на каплю не кажутся искусственными, неживыми персонажами. Как, например, баба с шайкой и тазом с картины «Северные бани», идущая понятно куда, как ее коза, пасущаяся неподалеку, как соседка с личным внутренним ужасом, прорывающимся наружу, с картины «Затмение Солнца». А рядом – «Черное озеро», настолько глубокое, затягивающее, что от картины физически трудно оторвать взгляд. Омут – он омут и есть…
– Деревня – это Зарайск, Зарайский район Подмосковья, где живет и работает Алексей Иванович, – рассказал на выставке сын художника Игорь Новиков, успешно продолживший династию. – В советское время цвета, которые отец использовал, считались нежелательными, даже почти запрещенными – темные, мрачные, или яркие, контрастные. Но он вспоминал Марка Шагала, Василия Кандинского, Казимира Малевича – и вновь брался за кисть, не изменяя своему взгляду.
– Живопись, построенная на контрастах ярких цветовых пятен или почти монохромная, притягательна, подобна внятной, запоминающейся мелодии, – сказал куратор выставки Алексей Федорчук, подчеркивая личный восторг перед талантом и мастерством художника. – Простота композиции и обыденность мотива, скупость пластических средств придают произведениям особую собранность и монументальность. Мир Алексея Новикова, далекий от городской суеты, кажется другим измерением, в нем жизнь идет совсем по другим законам. Автор вновь и вновь возвращается к нему, будто к снам своего детства, где кружатся реальность и фантазия, в огромном пространстве, над землей, беззаботно и свободно… Я, когда впервые увидел его работы, по-настоящему восхитился и понял, что они необходимы нашему музею!
– Каждая работа Алексея Новикова – с очень большим бэкграундом, наполнена личным семейным, жизненным опытом, – считает директор ЯХМ Алла Хатюхина. – Для нашего музея это хорошая заявка на будущее переиздание экспозиции XX века.
Картины, эмали яркого представителя русского авангарда, показанные на выставке «Свой взгляд» в Ярославском художественном музее, ненавязчивы и в то же время оставляют широкий простор для размышлений. Живопись Алексея Новикова подкупает своей непосредственностью, искренностью, открытостью.
Он неизменно тщательно отбирает факты и очищает плоскость картины от всего случайного, мимолетного. Простота композиции и обыденность мотива, скупость пластических средств придают его произведениям особую собранность и монументальность.
Полотна буквально служат зеркалом души художника – и порталом в мир вроде бы оставшейся прошлом, но при этом удивительно родной и современной провинциальной России, где время течет совсем иначе, чем в мегаполисах.