О состоянии потребительского рынка на финише года рассказывает заместитель директора департамента АПК – председатель комитета потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Валентина Шишина.
–Уходящий год устроил сельчанам серьезный погодный экзамен. А чем он был примечателен для товаропроизводителей и торговых работников?
– Для них год тоже выдался непростым, и запомнится он, вероятно, большими изменениями, которые произошли на потребительском рынке. Прежде всего они связаны с открытием новых производств и увеличением ассортимента продуктов питания, ростом конкуренции и взаимодополнением различных форматов в сфере торговли.
Местные производители – как крупные, так и небольшие фермерские хозяйства – все активнее продвигают свои товары и неплохо соседствуют с сетевыми супермаркетами. У каждого из них свой сегмент, и если сети продают упакованный товар, то фермерскую продукцию можно попробовать, оценить вкусовые качества.
Сегодня в цене натуральные продукты, они не имеют консервантов, продлевающих сроки реализации. Если потребители берут мясо, то предпочтение отдают охлажденке, а не заморозке, при покупке молока в первую очередь смотрят на дату, и если видят упаковку с месячным сроком годности, то понимают, что продукт не содержит полезных веществ. Все хотят нормально питаться, поэтому не случайно у нас в регионе при поддержке губернатора Дмитрия Миронова взят курс на открытие фермерских лавок и магазинов, которые предлагают местный товар. Расширяется линейка органических продуктов и в сетевых магазинах, они тоже стараются держать на высоте планку качества. Жизнь не стоит на месте, вместе с ней меняется и потребительский рынок.
– Когда-то преобладали вещевые рынки, сейчас растет число продовольственных. Достаточно ли на территории области мест торговли?
– У нас функционирует свыше 10 тысяч стационарных торговых точек, суммарная обеспеченность населения площадью этих объектов составляет 1 238 квадратных метров на тысячу жителей. Это в 2,3 раза больше минимального нормативного стандарта и на 76 процентов выше среднероссийского уровня. Большой популярностью пользуется ярмарочная торговля, для нее в регионе созданы 63 постоянно функционирующие площадки, в том числе для проведения ярмарок выходного дня.
Местным производителям есть что предложить рынку. Они реализуют овощи и картофель, мясо и яйцо, молочные продукты и хлебобулочные изделия, наращивают выпуск консервов и полуфабрикатов. Ярославцы отлично знают, что все это свое, а значит, проверенное, качественное – и такую продукцию можно покупать без опаски для здоровья. На Всероссийской выставке «Золотая осень» регион вновь, как и в прошлом году, продемонстрировал лучшие образцы ярославских предприятий пищевой промышленности: качественные сыры и молочку, колбасные изделия и мясные полуфабрикаты, фермерскую продукцию и шоколад.
– Чем еще можно обогатить стол жителей региона?
– Ассортимент местной продукции большой, но он не полный, у нас еще низок уровень самообеспеченности рыбой – меньше 5 процентов. Не случайно на «Золотой осени», где был подписан целый ряд соглашений с инвесторами на сумму свыше 11 миллиардов рублей, часть инвестпроектов направлена на развитие аквакультуры. Два из них будут реализованы уже в 2018 году, что даст возможность в три раза увеличить объемы производства свежей рыбы.
Большие резервы у нас есть и в сфере заготовительной деятельности, на их использование направлены мероприятия проекта программы развития потребкооперации, которые предусматривают расширение торговли продукцией, выращенной на приусадебных участках и в садоводческих товариществах, увеличение сборов дикорастущих ягод и грибов.