У Эммы Алексеевны Вагановой – самый большой и самый дружный класс в Леснополянской школе. Родители мечтают отдать своего ребенка именно к этому учителю, причем многие дети приезжают на уроки даже не из другого поселка – из другого муниципального образования. Девиз педагога с 33-летним стажем: «Если ты не любишь детей – тебе в профессии делать нечего».
Как юные филиппки
– 1 сентября – первоклассник на пороге школы. Задача учителя: сгладить для него психологический барьер при переходе к новому этапу жизни. Чтобы не возникало ощущения: ну вот – начинаются скучные школьные будни. Ребенок должен проникнуться убеждением, что учиться – это здорово и очень интересно, – раскрывает свое педагогическое кредо Эмма Ваганова.
Если маленький человечек будет бежать на уроки с радостью – он обязательно преуспеет.
– В первом и во втором классе у нас безотметочное обучение. Мне такая система по душе: ведь в 7-8 лет никому не хочется прослыть «двоечником». Да и опасно это: записав ребенка в неудачники, можно напрочь отбить у него охоту учиться. И при отсутствии отметок учитель может поощрить прилежного ученика. Кто-то ставит смайлики, кто-то вкладывает в тетрадки красивые картинки, – рассказывает педагог.
В некоторых школах сегодня требуют, чтобы в первый класс дети приходили, уже умея читать и писать.
– Я против того, чтобы родители детей учили, а учителя в школе – муштровали и переучивали! Пусть ребенок будет как чистый лист. Пусть – как маленький Филиппок в рассказе Льва Толстого, он каждый раз приходит в школу в радостном предвкушении, что сегодня он сделает еще один шаг по дороге знаний, – заявляет учитель.
Расписание уроков в Леснополянской начальной школе им. К.Д. Ушинского щадящее для ребятишек: два урока, затем пауза 40 минут, которые дети с учителем обычно проводят на свежем воздухе, и снова садятся грызть гранит наук. Домашние задания тем, кто хорошо потрудился в классе, Эмма Алексеевна не задает. От черновиков и переписывания набело давно отказалась.
В прошлом учебном году трое учеников стали призерами районного этапа олимпиады – по русскому языку, математике и окружающему миру. За легкостью, с которой дети осваивают предметы, стоит кропотливый труд педагога.
– Я порой за весь урок ни разу не присяду: хожу по классу, чтобы видеть, кто как работает. Многим даю индивидуальные задания, потому что один все схватывает на лету, другому нужно над темой покорпеть, – говорит учительница.
На фабрику к Деду Морозу, валенки валять
Дети смотрят Эмме Алексеевне в рот: она буквально фонтанирует идеями, умеет увлечь и повести за собой даже самых инертных.
– Участвуя в акции Российского движения школьников, наши ребята загорелись идеей благоустроить свою территорию. Они внесли свои предложения. В итоге проект всесезонного использования футбольного поля и лесной зоны у нашей школы получил первое место на районном и областном конкурсах, – довольна педагог.
Это и неудивительно: дети вместе с родителями три месяца изготавливали модель будущей зоны семейного отдыха, где нашлось место для футбольной площадки, хоккейного корта, велодорожки, лыжни, качелей и каруселей. Администрация района обещала общественную инициативу поддержать. Да и всегда навстречу в любых начинаниях идет директор Леснополянской начальной школы Галина Лозинская.
Еще одна неординарная идея – совместное написание «Азбуки профессий».
– Первая профессия, о которой дети узнали в рамках проекта, – актер, – вспоминает член родительского комитета класса Анжелика Грабарь. – Ребята перед началом спектакля в студенческом театре при Ярославском театральном институте познакомились с театральным закулисьем: увидели своими глазами, как артисты готовятся к выходу на сцену, какие задачи выполняют режиссер, актеры, гримеры, костюмеры. Во время экскурсии на конный дворик им рассказали, как нужно ухаживать за лошадьми. А в Мышкине профессиональными секретами с ними поделились гончары и кузнецы. Побывав на фабрике Деда Мороза под Костромой, ребята поучаствовали в процессе создания новогодних игрушек. А теплая атмосфера на ярославской фабрике валяной обуви так запала в душу одному из учеников, что он захотел стать валяльщиком. Правда, после посещения школы юных моряков задумался: а может, все же лучше бороздить просторы морей и океанов?
Еще интереснее стало, когда к проекту подключились родители. Один из отцов – Евгений Долгополов, инженер – первым с удовольствием рассказал ребятам о своей работе. Позднее они узнали о профессии менеджера, экономиста, воспитателя детского сада, логопеда, экскурсовода.
– Это не только ранняя профориентация, но и возможность получше узнать друг друга, сблизиться и подружиться, – уверена Эмма Алексеевна.
Не случайно ее класс считается самым дружным в школе. В летние каникулы то один ее ученик, то другой прибегали в школу, уверяя: устали отдыхать – скорей бы опять учиться.
– Это для меня самое ценное. Я сама по ним уже очень скучаю, ведь они для меня как родные, – раскрывает сердце первая учительница.