Очередной случай подростковой жестокости был заснят очевидцами в самом центре Ярославля. Инцидент произошел 9 марта около ТРЦ «Аура».
Группа подростков, среди которых были девочки, напали на свою сверстницу, повалили на землю, стали избивать и пинать, не стесняясь прохожих.
Издевательства сняла на свой смартфон жительница Ярославля, возвращавшаяся из торгового центра. Она-то и разогнала подростков и отвезла пострадавшую девочку домой. О вопиющем инциденте женщина сообщила на своей страничке в социальной сети, привлекая внимание общественности и правоохранителей, так как сама напуганная жертва нападения отказалась обращаться в полицию.
Позже выяснилось, что избитая является восьмиклассницей. Она не хотела поднимать шумиху, опасаясь за самочувствие мамы-инвалида. Что послужило причиной травли школьницы, неизвестно. В полиции информацию раскрывать не стали.
Тем временем в соцсетях появились сведения о том, что есть и другие пострадавшие от жестокой компании. Якобы подростки неоднократно подвергали издевательствам и других неугодных им сверстников. Однако эти данные в полиции подтвердить не смогли, сославшись на отсутствие такой информации.
– Заявление написала мамы избитой девочки. По данному факту проводится проверка, выясняются причины произошедшего. Все участники конфликта уже установлены, – пояснили в пресс-службе областного управления МВД России.
Аппарат уполномоченного по правам ребенка в Ярославской области также не оставил этот случай без внимания.
– Родители избитой девочки к нам не обращались, но мы возбудили производство по сообщениям в СМИ, – рассказал региональный детский омбудсмен Михаил Крупин. – На данный момент установлено 10 человек, причастных к травле школьницы. Выявляются новые факты, больше пока сказать ничего не могу. Что касается типичности проявления жестокости среди подростков в нашем регионе, то, столкнувшись с этим случаем, мы выявили некую системность, сейчас работаем в этом направлении.
Откуда в детях столько жестокости и можно ли ее искоренить?
– В аналогичных ситуациях всегда существует два поля: правовое и психологическое. Если рассматривать психологический аспект, можно выделить несколько причин жестокости. Первая – ген агрессии. Он зарождается в семье, если дома царят насилие, жестокость, дети будут воспринимать такую модель поведения нормой. Именно семья дает модель для подражания, – объяснила доктор психологических наук Надежда Клюева. – Вторая причина – возраст. Подростковый период – это время экспериментов, девиации, возможности попробовать себя в разных статусах и ролях. Если у ребенка есть хотя бы минимальная склонность к риску, эксперименту, он решится на проявления агрессивных форм поведения. Если это не пресечь, то жестокость может стать опасной чертой характера. Вовремя разглядеть это должны как родители, так и школьные психологи. Но у нас, к сожалению, их крайне мало. Также должна быть просветительская работа среди родителей, чтобы они знали, как реагировать на подобное поведение, и не проявляли агрессию на агрессию, так как это только повышает ее градус.
Ну и третий момент – безразличие окружающих. Нежелание ввязываться в конфликт человек всегда может внутренне аргументировать: «затаскают, придется выступать свидетелем, а времени на это совсем нет» и так далее. Это позволяет очевидцу уйти от ответственности. Но, поступая так, он поощряет безнаказанность агрессоров.
Плюс воздействие сцен насилия в фильмах и компьютерных играх. Дети, подростки переносят это в реальность, у них могут смешаться границы виртуального и реального мира. И то, что они делают в компьютерных играх, они пытаются попробовать в реальности.
По словам психолога, в подростковом сообществе царит групповой фаворитизм, ребятам крайне важно принадлежать к группе сверстников, самоутверждаться в ней, а это подпитывает экстремальные формы поведения. Вот и получается, что один начал, другой подхватил – и пошло по цепочке. Эти моменты заражения и передачи отрицательного импульса являются одной из отличительных черт подросткового возраста. При этом поведение в группе кардинально отличается от поведения подростка наедине с собой.