В ритме сердца: Людмила Сваровская о магии джаза на сцене и в жизни

28.10.2017 18:46 0

В ритме сердца: Людмила Сваровская о магии джаза на сцене и в жизни

Красивая женщина, успешная джазовая певица, основатель музыкальной школы, талантливый педагог, мама троих детей – все это о Людмиле Сваровской. Людмила – признанный джазовый исполнитель не только в России, но и за рубежом. Ее треки популярны в Европе, Японии, Америке. Но жить она предпочитает в Ярославле. Здесь ее семья, дом, ученики. А теперь еще и джазовый фестиваль, который прошел в начале октября по задумке певицы.

Жизнь в стиле джаз

– Людмила, в Ярославле совсем недавно проходил Второй джазовый фестиваль «Jazz Birds-2017», который является вашим детищем…

– Да, это не просто конкурс, это праздник музыки, который объединяет новичков и профессионалов. Идея его проведения родилась два года назад. Будучи членом жюри самых различных конкурсов, я обратила внимание на то, что далеко не все исполнители имеют реальное представление о том, что такое джаз. Но очень многие хотят его исполнять и предпринимают к этому все попытки, порой – самые нелепые. Тогда я и задумалась о создании новой формы вокального конкурса-фестиваля, который смог бы стать своего рода и конкурсом, и открытым мастер-классом. В прошлом году эту идею нам впервые удалось реализовать.

Всего за год масштабы фестиваля существенно выросли. Если в прошлом году в конкурсе принимали участие только представители «Золотого кольца России» и москвичи, то в этом году к нам приехали исполнители из Челябинска, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Уфы и многих других городов. Стремились попасть участники из стран ближнего зарубежья. Но не у всех для этого есть финансовые возможности, увы. За два дня перед глазами членов жюри прошло около 50 конкурсантов, выступающих в пяти различных возрастных категориях. Самому юному участнику едва исполнилось семь. Жюри второго сезона Jazz Birds – профессионалы высочайшего класса: наших исполнителей оценивали российская джазовая певица и актриса Анна Бутурлина, американский вокалист с южноафриканскими корнями Вуйо Соташе, арт-директор международного конкурса-фестиваля Made in New-York, джазовый саксофонист и композитор Яков Мейман.

Отличие конкурса «Jazz Birds» преимущественно состоит в том, что никто из членов жюри, включая меня, до оглашения окончательных результатов не владеет полной информацией о месте проживания, уровне подготовки и профессиональной компетентности конкурсанта. Оценивается не имя, не принадлежность к той или иной школе, а уровень мастерства. В этом и есть истинный дух джазовой музыки. Это позволяет сделать конкурс максимально прозрачным и беспристрастным.

В ритме сердца: Людмила Сваровская о магии джаза на сцене и в жизни

– Вы говорите, большинство людей, даже музыкантов, не знают, что такое джаз. Что же это? И как вы решили связать с ним свою жизнь?

– Для меня джаз – форма существования не только в музыке, но и, несомненно, сам образ жизни. Если человек занимается джазом, то без серьезной внутренней психологической работы ему не обойтись. Джаз – это отказ от штампов, но при этом – существование в рамках. Это сложный ментальный процесс, который трудно объяснить, его нужно ощутить. Близкая профессиональная сопричастность к джазовой музыке неизменно порождает и душевное сопричастие. Но для меня джаз – это баланс во всем. Обнажаясь душой, вы обнажаете звук, и в его внутреннем содержании раскрывается истинная природа и сущность вещей. Джаз – не только игра оттенков, это их содружество. На мой взгляд, этот музыкальный жанр наполнен принципом естественности и гармонического развития. Джазовая музыка весьма интеллектуальна, но очень доступна в эмоциональном плане. Она отражает все истинные человеческие порывы, качества, чувства, смены настроения.

Я нашла себя в этой музыке уже в достаточно зрелом возрасте. Но дело не только в количестве календарных дней, а в их качественном ежедневном проживании. Только по-настоящему зрелая личность, внутренне сформировавшийся вокалист может понять и применить особые средства выразительности «джазовой лингвистики».

Незрелый музыкант может только попытаться приблизиться к джазу, сформировать собственные представления о нем, как о жанре, но никогда не сможет отразить истинную природу этой музыки. Джазмен – человек, который учится всю жизнь. И на чужих ошибках, и на своих.

Джаз – это бесконечный анализ и практика. Бесконечная практика и анализ. В эту дверь можно стучаться, «колотить» и взламывать, но войти можно лишь при условии полного понимания: «для чего», «для кого» и «зачем». Эта музыка зачастую не приносит больших денег. Благосостояние, которые ты приобретаешь, приобщаясь к ней, – это высокий уровень осознанности причин и следствия.

В ритме сердца: Людмила Сваровская о магии джаза на сцене и в жизни

– То есть не каждый музыкант может исполнять джаз?

– Увы. Об этом говорят в своих интервью даже такие великие классические музыканты и исполнители, как Башмет и Ростропович. Джаз – это особое состояние музыкального сознания. Здесь играет роль не только жизненный опыт, но и особая пластичность ума, импровизационные возможности, умение отойти от клише, оставаясь в пределах гармонической формы. Важны и персонификация, и чувственность, и особое ощущение стилистических образов.

В джазе есть свои «иконы». Безусловно, их нужно чтить, но еще важнее выработать свой собственный характерный стиль, в котором будет угадываться и неизбежное влияние, и ментальная принадлежность к этому жанру, но при всем при этом – индивидуальный подход к звукоизвлечению, свобода мысли и изложения, личное мировоззрение – но тем не менее в рамках джазового сознания. Это очень сложно объяснить. Это чувство приходит с годами. Или не приходит вообще.

Истинный джаз предполагает развитие. Для меня каждый год – это новый этап, новая ступень работы над собой. Я не «почиваю на лаврах», практически не меняю предпочтений, но стараюсь отслеживать самые перспективные формы творческих прогрессивных сообществ. Я – за бесконечное движение. И чем этот путь извилистее, тем ярче он отражается на голосовой и импровизационной природе.

Для меня в вокале важна глубина и широта. Я считываю эмоции, направленные в глубину сознания. Широта дает силу, а глубина «вытягивает» человеческую природу на поверхность, лечит душу. Истинная палитра чувств кроется вовсе не в голосовой амплитуде, а в способе подачи звука и понимании его оттенка.

Ведь чтобы что-то сказать, не всегда нужно кричать. Но иногда это просто необходимо. Именно эта уместность, этот психологический дуализм очень важен в вокальной джазовой и блюзовой музыке. Необходим правильный баланс. И я всегда стараюсь придерживаться данной золотой середины. Не злоупотреблять привычным или удобным. Искать, находить, проживать, чувствовать.

В ритме сердца: Людмила Сваровская о магии джаза на сцене и в жизни

– Людмила, в советское время каждый знал фразу: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст». Как вы считаете, запрет этой музыки отразился на развитии джаза в России?

– Отчасти да. Несмотря на все условные запреты, джаз в советское время все-таки был, правда, не всегда этот термин употреблялся напрямую. Популярные оркестровые аранжировки тех лет очень часто были основаны на свинге – стремительном и многогранном, по-своему интерпретированном и вплетенном практически в каждую песню. Большинство хитов советской эстрады 40 – 60-х годов имеют свинговую природу. Аккомпанемент большого количества песен в советском кинематографе и мультипликации играли профессиональные джазовые оркестры страны.

Джазовая стилизация начала набирать обороты в СССР вместе с возрастающей популярностью знаменитого биг-бэнда Леонида Утесова, в предвоенное время. Помните фильм «Веселые ребята»? Практически все музыкальные темы этого кинофильма можно интерпретировать как джазовые стандарты.

В ритме сердца: Людмила Сваровская о магии джаза на сцене и в жизни

Творческая элита того времени умудрялась находить такие формы исполнительства, при которых запретное стилистическое влияние трансформировалось в основу истинно значимых произведений искусства. Нынешнему поколению композиторов, поэтов и писателей такая форма существования незнакома, да и ныне живущие мэтры практически утратили эту уникальную способность.

Парадоксально? Но факт. Тем не менее мы до сих пор исполняем произведения «советского Гершвина» Исаака Дунаевского, Юрия Саульского, Анатолия Кролла, Георгия Гараняна и многих других. А новых имен практически не знаем.

Герои нашего времени если и есть, то они тонут в огромном информационном потоке.

Исторические факты свидетельствуют о том, что излишняя свобода способна развратить человека. Он все больше потребляет, требует и как следствие – получает, но при этом перестает мечтать, ленится расти: дефицит побуждающих эволюционных факторов порождает мещанское сознание. Любые крайности, на мой взгляд, опасны. Я обожаю достижения цивилизации. Не представляю без них своей собственной жизни. Но, несмотря на то, что сегодня «можно все», увы, на этой вседозволенности и творческой свободе мы наблюдаем вялое течение художественного процесса, и не только в масштабе нашей страны, но и в масштабе планеты…

Хочу отметить удивительный факт, что как раз представители моего поколения – поколения советских людей – обучаются джазу гораздо успешнее современной молодежи. Досужие разговоры о том, что советский народ априори обладал закрытой формой сознания, терпит фиаско в моей практике, а я уже давно работаю с людьми разных возрастов. «Постпионеры» и «комсомольцы», которые приходят сегодня ко мне, более чувствительны, восприимчивы, более ритмичны, эмоциональны. И дело здесь вовсе не в возрасте. Удивительно, но факт. Все хорошее может давать свои плоды рано или поздно. И в нашем поколении действительно «посеяно» очень много искреннего, человеческого. Эти зерна весьма эффективно начинают «прорастать» у тех людей, которые занимаются искусством.

Хотя не могу не отметить, что в массовой вокальной культуре есть и удивительные представители совсем юной молодежи, герои нового поколения «индиго», которое осваивает сложнейший профессиональный материал с удивительной легкостью. И этот факт тоже нельзя отрицать.

В ритме сердца: Людмила Сваровская о магии джаза на сцене и в жизни

Музыка внутри

– Людмила, джаз зародился на Западе. В чем секрет его популярности у русского человека?

– Сильная доля, выделяемая музыкантами в джазовой музыке, совпадает с сильной долей биения сердца человека. Мы интуитивно считываем эти импульсы. Вы нигде не увидите джазовых фанатов, поджигающих здания и крушащих все на своем пути после «высоких частот» джазового концерта. Доминанта второй доли невидимым образом соединяет наши внутренние биотоки и настраивает их гармонично, и это сопричастие способно или окрылить человека, или же, напротив, погрузить его в философское состояние размышления. Но ни в коем случае не в агрессию. Вопреки ложному сложившемуся представлению о данном жанре джаз – музыка исключительно логичная, выстроенная, гармоничная, но способная при этом дать свободу индивидуальности, а не паразитировать на ее величии.

Сопричастие объединяет зрителя и музыканта на концертах. Поэтому, если концерт выстроен мастерски, то человек, доселе не воспринимающий и не любящий джаз, покинет зал в прекрасном настроении и невероятным желанием вновь когда-нибудь погрузиться в этот удивительный процесс. Моя концертная и педагогическая практика всегда это подтверждает.

– Ваша студия эстрадно-джазового вокала «Призвание» существует уже 8 лет. Чему вы учите своих учеников?

– Я учу их находиться в балансе и гармонии: музыкальной и жизненной.

Я за то, чтобы у каждого была крепкая семья; за то, чтобы человек не мучился музыкой, а любил ее; за то, чтобы бремя славы не раздавило, чтобы амбиции «не прибивали» к земле. Моя формула счастья – безусловная любовь. Во всем. Она не зависит ни от каких условий. И в этом смысле не надо напрасно обманывать себя… Я искренне люблю наблюдать, когда у людей вырастают крылья. Но они не должны вырастать на пустом месте. А еще искренне люблю своих учеников, слежу за их развитием и всегда рада, если они избавляются от ненужных барьеров, раскрываются, но только в том случае, если они делают это осознанно и профессионально, не следуя пустому искушению, а следуя служению. Служить себе – несложная работа. Служить искусству – путь особый. Он требует огромных душевных затрат и невероятной силы воли. Эту волю я и стараюсь выработать у своих учеников.

Я очень правдива и часто вижу, что этим «недостатком» обладают все мои коллеги, но только те, кто по-настоящему живет в профессии, а не делает вид, что причастен к ней. Научилась не прогибаться. И это очень важно. С годами стала очень терпеливой и всегда до последнего ищу компромисс, но в истинном предназначении моей профессии компромисс найти невозможно, поскольку в этом случае он убивает саму музыку. А в музыке я бескомпромиссна.

Учиться у меня непросто. Я всегда отговариваю окунаться вновь пришедших в учебный процесс – так честнее. Но те, кто остаются – это мои люди. И они в свою очередь постоянно преподносят мне жизненные уроки. Учение – это энергетический обмен. И здесь главное, чтобы энергетика ученика и учителя не диссонировали друг с другом.

В ритме сердца: Людмила Сваровская о магии джаза на сцене и в жизни

– В Ярославле каждый год проходит фестиваль «Джаз на Волгой», теперь и Jazz Birds, есть джаз-центр, здесь живут и работают популярные джазовые музыканты. Можно ли назвать наш город – столицей джаза?

– Нет, конечно же, ни один город России не дотягивает до такого амбициозного заявления. Столица джаза – это город Нью-Йорк. Мы всего лишь – любители и почитатели замечательного жанра. Здесь стоит поставить точку. По этой самой причине я постоянно работаю с американскими музыкантами и вокалистами, поскольку понять ментальную модель явления с таким сложным названием можно лишь через призму взаимодействия с истинными носителями культуры.

– Людмила, чем порадуете поклонников в ближайшее время?

– Только завершился мой совместный тур с американским джазовым вокалистом Вуйо Соташе и международной музыкальной командой Together.

В начале будущего года мы планируем закончить сведение и мастеринг моего четвертого сольного альбома, в котором несколько треков я исполню в дуэте с прекрасным партнером – Вуйо.

В прошлом году был записан симфо-джазовый альбом «Like an elegant wine», который в этом сезоне был выдвинут одним из российских представителей Академии на соискание премии Грэмми. Это огромная честь для меня и для всей моей творческой команды независимо от результатов, которые мы получим.

Безусловно, иллюзий я не питаю. Но тот факт, что наше творчество было так высоко оценено, дает силы двигаться дальше.

В декабре этого года состоится презентация моей романсовой программы в тандеме с замечательной Екатериной Балыкбаевой – я давно хочу взглянуть на академический жанр романса по-новому, украсив его звучание акустическим джазовым составом. В дуэте с Екатериной мы также готовим латиноамериканскую программу в сопровождении гитарного дуэта.

На осень 2018 года намечены гастроли с Башкирским государственным джазовым оркестром, которые будут насыщены новыми аранжировками и произведениями Дмитрия Яковлева. И, конечно же, третий сезон фестиваля «Jazz Birds».

В ритме сердца: Людмила Сваровская о магии джаза на сцене и в жизни

– Как в таком плотном графике вы находите время и на преподавательскую деятельность и на семью? Откуда черпаете силы и вдохновение?

– Я действительно много работаю, но теперь чувствую острую необходимость кардинально пересматривать свой рабочий график в пользу концертной деятельности. Тем не менее, невзирая на активную творческую составляющую моей жизни, семья всегда была и будет для меня на первом месте.

Иногда я в шутку называю себя « антиартистом», поскольку меня никогда не манили ни слава, ни деньги.

Я скорее философ и, безусловно – человек дела, меня всегда увлекает процесс.

Я искренне люблю то, чему посвящаю свою жизнь, но никогда не буду биться «головой об стенку» во имя каких бы то ни было амбиций, я весьма далека от фанатизма, наверное, поэтому и развиваюсь так стремительно, и стараюсь все успевать.

Думаю, силы мне дает Любовь. Но любовь в моем понимании – это не только инфантильное «воркование», а реальные, созидающие дела. Через них человек выражает свое истинное отношение. Я за любовь настоящую, плодотворную.

Любовь сильна поступками. Господь благосклонен к тем, кто способен на реальные поступки в своей жизни, без камня за пазухой. Без геройства, но с осознанием. Без бравады, но с истинным огнем в сердце.

Тот, кто ищет свет, всегда найдет дорогу. Я готова идти по этой непростой дороге, не срезая путь, не обходя кармических преград. Чего, собственно, и желаю всем людям – найти свою дорогу в этой жизни.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Рыбинский «Кванториум» – в числе лучших в России Скандально известный экс-хоккеист «Ак Барса» Дмитрий Обухов не признал вину в избиении девушки Летние Олимпийские игры могут пройти в Казани В ярославском МЧС произошли кадровые изменения 17-летняя мать-убийца, заморившая голодом девятимесячного сына, услышала приговор

Последние новости