Рыбинский киноклуб «Современник» отметил 50-летие. По этому случаю в городе прошли дни кино. Поздравить один из старейших российских киноклубов и его бессменного руководителя Бориса Крейна приехали известные деятели культуры.
Начало
История киноклуба «Современник», как это ни парадоксально, началась с любви не к кино, а к поэзии. В редакциях городской газеты «Рыбинская правда» и многотиражки «Вперед» Рыбинского моторостроительного завода работали люди, увлекавшиеся сочинительством. Они собирались, дискутировали, читали стихи. В клубе даже выступал Николай Якушев – поэтическая гордость Рыбинска.
– В середине 60-х здесь стал формироваться некий круг – из горожан и тех, кто сюда приехал по распределению, – вспоминает литератор Владимир Смирнов. – Здесь были актеры театра драмы, затем преподаватели и студенты вуза… Читали то, что было крайне сложно достать: тогда все для нас было новым. Однако поэзия как-то сравнительно быстро иссякла, и примерно через год сообщество плавно перетекло в клуб кино. Произошло это в 1969-м…
Друзья кино
Первые встречи киноклуба проходили на площадке ДК «Авиатор». Редкие, непривычные для советской аудитории фильмы, которые доставались с большим трудом, встречи с их создателями, поездки на кинофестивали, общение с другими киноклубами страны – все это быстро привлекло внимание к «Современнику». Сюда потянулась молодежь. Клуб стал центром общения интеллигенции. Заседаний клуба ждали, о них говорили. В таком ритме клуб работал и в перестроечные годы, когда само существование российского кино было под вопросом. И даже в наши дни, когда технологии во многом изменили культуру просмотра фильмов и киноклубов в России осталось мало, «Современник» остается на плаву. Сегодня в нем около 100 участников. События клуба по-прежнему собирают большую аудиторию.
– Я в «Современнике» с седьмого класса, то есть уже больше сорока лет, – говорит художник Иван Спиридонов. – На мой взгляд, это объединение ценно тем, что здесь прививается вкус к хорошему кино, дается возможность видеть его развитие. Ведь в школах учат хоть немного разбираться в литературе, изобразительном искусстве, музыке. А вот самое массовое искусство осталось неприкаянным. Многие люди смотрят кино каждый день, но вот понимают ли они, как отделить зерна от плевел? Именно этому можно научиться в «Современнике»… Ну и, конечно, очень важно общение. В клуб ходят многие, кто стал мне близок за долгие годы, кого можно назвать друзьями...
– Сегодня зрителям доступно огромное количество фильмов, – говорит художник Сергей Гусарин. – Однако сориентироваться в этом изобилии очень сложно: не все могут заниматься поисками фильмов в интернете, да и не все по-настоящему достойное внимания в нем можно найти. «Современник» в этом поиске очень помогает.
Все звезды – в гости
Юбилейные дни кино получились довольно насыщенными. Режиссер Светлана Проскурина показала свою новую кинодраму «Воскресенье». Оператор Азиз Жамбакиев приехал в Рыбинск с политическим триллером «День субботний». Культуролог Нина Кочеляева представила кинопритчу Эдуарда Новикова «Царь-птица». Ну а для юбилейного вечера известный киновед Ирина Гращенкова приготовила подарок из французской классики – фильм «Путешествие вдвоем» Мишеля Девиля.
На вечере прозвучали поздравления от президента Гильдии киноведов и кинокритиков России Кирилла Разлогова, а также от ВГИКа, Федерации киноклубов России и т.д.
Не обошлось, конечно, и без звезд, которых в «Современнике» всегда любили: в разные годы здесь были Кшиштоф Занусси, Марлен Хуциев, Сергей Соловьев, Илья Авербах, Отар Иоселиани, Александр Сокуров, Кира Муратова, Никита Михалков, Егор Кончаловский, Геннадий Полока, Андрей Ростоцкий, Андрей Звягинцев, Борис Хлебников и многие другие. В этом году звездной гостьей стала Татьяна Друбич. Обратившись к Борису Крейну, она сказала:
– Я хочу поздравить всех нас с тем, что в нашей жизни был и есть клуб «Современник». Пройдя непростой путь, вы сохранили главное – настоящую любовь к кино и честь заниматься этим делом. Сейчас мы все несколько сошли с ума, потому что любое дело сегодня начинается, условно говоря, с фразы «А какой у вас бюджет?». А тут вы без всяких бюджетов сделали то, что на сегодняшний день цены не имеет, а если даже имеет, то эта цена может только расти и расти…
Режиссер, сценарист Светлана Проскурина, выступавшая в «Современнике» неоднократно, подчеркнула:
– Я от рыбинцев всегда получаю столько тепла, нежности, какого-то тонкого понимания. Чувствуя это, понимаешь, что все не напрасно. Весь наш труд не напрасен – такая простая вещь, а ее важно знать. Поэтому всякий раз уезжаешь отсюда какой-то совершенно наполненной.
Поэт, критик, искусствовед, публицист Юрий Кублановский, который родился и долго жил в Рыбинске, сказал:
– «Современник» – это самый старый киноклуб в современной России. И все это благодаря деятельности Бориса Крейна. Мне особенно приятно о нем говорить, потому что это мой друг по жизни. Мы живем в разных городах, долгое время жили даже в разных странах, и все равно я всегда ощущал его дружеское и культурное присутствие в своем пространстве…
Юрий Кублановский отметил, что у многих деятелей культуры, которые бывали в «Современнике», остались о нем добрые воспоминания.
«Важно взяться за руки»
В том, что «Современник» уже 50 лет объединяет людей хорошим кино, что этот клуб существует дольше всех творческих объединений Рыбинска, велика, конечно, заслуга Бориса Крейна. Он лауреат различных премий, награжден знаком «За заслуги перед городом Рыбинском». Однако Борис никогда не гордился этим. По поводу того, в чем же, собственно, залог долголетия клуба, он говорит так:
– Я никогда не задавался этим вопросом. Точнее, для меня он всегда, чуть ли не с первых лет, стоял в личном плане: когда же сброшу эту ношу? Но кому-то это было нужно, пусть даже немногим. А поскольку никто другой не хотел взваливать ее на себя, я продолжал тащить.
На юбилейном вечере Борис Крейн подчеркнул:
– Киноклуб – это объединение людей. Это сообщество. Если бы меня не поддержали в самом начале мои друзья, то никакого киноклуба не было бы. И сегодняшнее событие подтверждает, как это важно – взяться за руки.
На плечах руководителя «Современника» всегда лежало не только решение организационных вопросов, но и отбор фильмов.
– Это тяжелая обязанность – выбирать фильмы для показа на «Современнике», – говорит Борис Крейн. – Потому что масса фильмов у меня вызывает аллергию. При выборе мне обязательно нужно с кем-то посоветоваться, нужны отклик и поддержка. И, к счастью, на каждом этапе жизни «Современника» были люди, на которых я ориентировался.
Отбор гостей для заседаний тоже всегда был непрост.
– Тут приходится сочетать желание и возможности, – говорит руководитель клуба. – Хотелось бы привезти гениев со всего света, но это нереально. Из дальнего зарубежья у нас побывал лишь Кшиштоф Занусси. Поэтому стараюсь приглашать талантливых отечественных режиссеров. Иногда прекращаю переговоры, если сразу заводят речь о деньгах, притом что мы готовы платить небольшой гонорар. Исключение делаю лишь для самых великих. До сих пор жалею, что не устроил встречу с Алексеем Германом-старшим, отказавшись выполнить его вполне приемлемое по нынешнему разумению условие. Пожалуй, со временем критерии снизились соответственно снижению художественных вершин.
На вопрос об актуальности и современных особенностях объединений любителей кино Борис Крейн отвечает так:
– Прежде запрещенные, не выпущенные в прокат фильмы были совсем недоступны для нас. Мы брали авторские картины, получавшие, как правило, заниженную категорию и шедшие вторым экраном, почти без рекламы, зачастую только на окраинах. Теперь большинство фильмов можно найти в интернете, и киноклубы не столь необходимы. Многие из прежних распались, но появились новые.
«Современник» продолжает работу, хотя молодежи в его рядах относительно немного. Нужно формировать мотивацию на кино как искусство, что возможно только путем регулярных занятий. Что же касается мечты, то она по-прежнему связана с беседами о кино.
– Хорошо бы иметь свой кинозал или хотя бы помещение для текущей работы и бесед после просмотра, как это было когда-то в «Авиаторе» и «Вымпеле», – говорит Борис Крейн.
По словам членов клуба, у «Современника» большой потенциал для приобщения аудитории к настоящему искусству. Если появится основательная поддержка, клуб сможет выйти на новый уровень работы.