В паблике «Челны вкурсе» социальной сети "ВКонтакте" уже появился такой пост о родительском собрании в средней общеобразовательной школе №8:
«Директор попросила написать заявление на согласие или не согласие изучения татарского языка. Так же она договорилась, что в школе будет принят учебный план 3, который включает в себя обязательное изучение татарского, а заявление она просто хочет отследить кто за, а кто против. Свою позицию в плане татарского она чётко озвучила, что татарский в 8 школе набережных челнов будут изучать в обязательном порядке», — пишет автор (пунктуация и орфография автора сохранены — прим. редакции)
Публикациям в социальных сетях верить можно разве что с оглядкой, с подстраховкой. "Челны 24" попытались выяснить, что на самом деле на собраниях сообщают родителям и чего от родителей хотят учителя и директора школ. Дело это оказалось непростым, директора явно нервничают и брать на себя ответственность за общение со СМИ не хотят.
- Звоните Рамилю Марвановичу, - посоветовали нам в управлении образования города. Рамиль Марванович - это заместитель руководителя исполкома города Халимов, бывший начальник управления образования. Мы связались с Халимовым, однако он сослался на занятость. Все же нашелся директор школы, который прояснил ситуацию. Мы не будем его называть, чтобы не навлечь на него неприятности или от начальства, или от родителей.
- Количество уроков татарского языка и литературы сокращается однозначно. Все будет по федеральным стандартам. Но прокуратура требует от нас собирать с родителей заявления о том, хотят они или нет, чтобы их дети изучали татарский язык. Мы собираем. Но что будет с этими заявлениями пока совершенно не ясно. Вы же видите, за татарский язык вступились и президент Минниханов, и его советник Шаймиев, и спикер Госсовета Мухаметшин и многие другие. Они ищут решение, пытаются как-то с Москвой уладить этот вопрос. Поэтому для нас, директоров школ, пока ничего не ясно, - сказал наш собеседник. Мы спросили у директора приведут ли нововведения в школьную программу к сокращениям учителей в школе.
- Мы постараемся этого избежать. Найдем для них работу. В любом случае учителя будут трудоустроены, - успокоил директор.
По логике, если заявления собираются, то это значит, что родители решают будет ли татарский язык детям преподаваться. По сути пока действительно ничего не ясно.
- Полностью убрать изучение национального языка невозможно — придется переписывать Конституцию Татарстана. Думаю, республика к этому не готова. Можно сказать, что своеобразную победу те родители, которые не хотели, чтобы их ребенок знал еще один язык, одержали, - сказал другой специалист в сфере образования города, сам пожелавший остаться неназванным.
Относиться к этому положительно или отрицательно — вопрос открытый, говорит собеседник.
«Самое, на мой взгляд, важное — привлечь внимание к качеству преподавания татарского языка, а не убрать его из программы. Давайте честно — дети очень любознательны. Польза от того, чтобы знать несколько языков, бесспорно, есть. Узнать немножко об истории того места, где живешь, изучить литературу — тоже. Но если после 11 лет изучения в школе выпускник не может и двух слов связать — пора задуматься о том, насколько качественно используются средства, выделяемые на национальное образование»
То, что сильно возмущало многих родителей — низкое количество часов русского языка и литературы — скорее миф, чем правда.
«Простой эксперимент, который, почему-то, никто не проводил. Открываем расписание с 23 по 29 октября челнинской школы №8 для 7А класса — благо, сейчас все есть в интернете. Считаем — три часа русского, два — литературы. Открываем расписание московской школы №19 для 7А класса — те же три часа русского и два литературы. Практически везде эти нормы образовательные соблюдаются, потому что они — всероссийские»
Грядущие изменения сильнее всего отразятся на учительской «братии», отмечает собеседник.
«Первое, в спешном порядке придется переписывать все планы — и для русского языка и литературы, и для татарского. Это огромный объем бумажной работы. Второе, перераспределение нагрузки однозначно вызовет волну сокращений — никто не будет держать преподавателя ради одного урока в неделю. По приблизительным подсчетам, после каникул без работы останутся порядка 1 500 учителей. С такой узкой специализацией и настроениями в обществе, устроиться им куда-то будет сложно»
Ожидать полной отмены обязательного изучения татарского языка и литературы не стоит, отмечает юрист Александр Щукин — для республики это действительно законное требование, отмечает он.
«Часто вижу такие комментарии: мы живем в России, а не в Татарстане, поэтому не собираемся учить татарский, ведь наша республика — это не отдельное государство. Так вот эти граждане скорее всего не знают российских законов и не владеют терминологией, раз берутся такое заявлять. В Конституции России в части 2 статьи 5 республика охарактеризована как "государство" — можете проверить. Хотя это и не стоит трактовать, как признание суверенитета субъекта федерации, определенные особенности конституционно-правового статуса Татарстана это подчеркивает», — отмечает Щукин
В том же документе говорится, что «статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики» (часть 1 статьи 66). А в части 2 статьи 68 черным по белому прописано — республика вправе устанавливать свои государственные языки.
«Госязык — этот тот язык, на котором общаются внутри государства, в данном случае — республики. На нем же издаются официальные документы, ведется обучение, его используют государственные СМИ. И в Татарстане для всего этого существует два равноправных варианта — татарский и русский. Это уже в нашей, татарстанской, Конституции обозначено. По сути, требовать отмены изучения татарского в Татарстане — такой же абсурд, как если бы кто-то предложил отменить в пределах республики обязательное изучение русского. Другой вопрос — приведение учебных планов и качества преподавания к необходимым уровням»
Подобную точку зрения высказал на прошедшем пленарном заседании Госсовета РТ президент республики Рустам Минниханов.
«Мы зашли чересчур далеко, практически вернулись в девяностые. Как можно было сделать так, чтобы общество разделить, когда у нас никаких вопросов по межнациональным отношениям не было. Наверное, эта тема имела место, ее нужно было рассмотреть, но не в той форме. К сожалению, Министерство образования РФ не отреагировало, но сейчас у нас идет диалог. Нельзя трактовать всем как вздумается. Но как может государственный язык изучаться добровольно? Очень жаль, что виноватыми оказались директора школ. Зачем терроризировать директоров школ? Сейчас идёт конструктивный диалог. Я согласен, нам нужно работать над методикой, над количеством часов. И эту работу мы ведем»
В Татарстане все языки имеют равные права, отметил Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин и попросил не политизировать вопрос об изучении татарского.
«У меня огромная просьба — не надо политизировать этот вопрос, сталкивать людей разных национальностей на языковой почве, забивать клин между народами. Межнациональный мир и согласие – это то, чем мы так дорожим. Раскол в обществе мы допускать не имеем права».
Алексей ФЕДОРОВ,
Сергей ИСИЧКО.
Фото: pixabay.com, tatar-inform.ru