Известный рыбинский фотограф Михаил Тарасов этим летом подготовил жителям и гостям родного города роскошный подарок.
16 июня открылась выставка Михаила Тарасова в жанре ню (16+), а 4 июля – выставка «Женский портрет» (0+). Коллекции очень разные – у фотолюбителей появилась возможность увидеть многогранность таланта мастера.
Ну кто его не знает
Действительно, Михаила Тарасова в родном Рыбинске знают если не все, то очень многие. И не только благодаря оригинальности его фотографического видения и доскональному знанию своего дела, но и открытости в общении, дружелюбию, чувству юмора и, конечно, порядочности – качеству, особо ценному у фотографа. Тарасов – это не только мастер редкого уровня, но и просто хороший человек, с которым всегда интересно и уютно.
В детстве он любил рисовать. Особенно хотел освоить жанр портрета. Бывало, занимался рисованием даже вместо уроков. А потом увлекся фотографией.
– Учась в шестом классе, я выпросил у мамы фотоаппарат «Чайка», – вспоминает Михаил. – Стоил он двадцать рублей. Увеличитель к нему – семнадцать. Получить такое богатство было настоящим счастьем. «Фотик» с тех пор был всегда со мной. Снимал я в основном людей и какие-то жанровые сценки. Пытался даже делать фотомонтаж. Это с такой-то техникой! Иногда получалось: навыки рисования помогали.
Всерьез Тарасов занялся фотографией, придя на «Рыбинские моторы» (ныне – НПО «Сатурн»): стал работать в многотиражке. За участие в заводском фотоконкурсе его наградили годовой подпиской на журнал «Чешское фоторевю». В нем было много фотографий женщин в жанре ню. Примерно в то же время в Рыбинском музее-заповеднике проходила выставка работ известного фотографа Римантаса Дихавичюса. Тоже в жанре ню. Михаил был впечатлен. В 1993 году сам попробовал снимать в этом жанре – вскоре у него состоялась первая персональная выставка.
Уже больше четверти века Михаил Тарасов воспевает женскую красоту. По-разному, конечно. Его эмоциональная палитра богата: в одних фото он лиричен и романтичен, в других драматичен, в третьих, как рок-н-ролльщик со стажем, ироничен и провокативен. Однако во всех фотографиях чувствуется очень деликатное отношение к женщине. По словам фотографа, это занятие для него не работа, а отдушина – дело, без которого трудно жить.
– Некоторые думают, что ню – это позы, но дело совсем не в них, – говорит Михаил. – Главное для меня в этом жанре – душевное состояние женщин. Ведь все они очень разные – в тончайших, едва уловимых эмоциях проявляется особенность каждой. Я ловлю подлинные эмоциональные состояния моделей – эти изюминки их индивидуальности. Поэтому случается, что за время фотосессии, которая обычно длится не меньше 3 часов, я делаю всего 10 снимков. Моделям в итоге всегда показываю только лучшие фотографии.
Зная трепетность отношения Тарасова к своему делу, многие женщины приходят на фотосессии к нему для повышения самооценки. Причем не только рыбинские. Приезжают даже из дальнего зарубежья.
– Самый кайф, – говорит фотограф, – когда женщина приходит угнетенная переживанием своих жизненных проблем, а во время фотосессии словно оживает. В этот момент ты понимаешь, что все делаешь правильно и хорошо… Настоящее удовольствие получаешь от того, что не только сделал качественное фото, но и помог женщине почувствовать себя красивой. Бывает, увидишь ее через неделю – все, она уже другая: другие платье, прическа, макияж. Более того, не только сами женщины начинают по-другому к себе относиться, но и мужья их меняют отношение к ним в лучшую сторону.
Фототерапия, а Тарасова нередко в шутку называют фототерапевтом, – дело непростое. Ведь представления об идеале красоты и соотносимости с ним собственной внешности у всех женщин свои. Остается под вопросом степень творческой свободы фотографа. Михаил отвечает на него так:
– Я стремлюсь к тому, чтобы фотографии понравились моделям, но никогда не иду у них на поводу. Ведь мои фото – это мое отношение к этим женщинам, в каком-то смысле это я сам. Поэтому я постоянно ломаю их стереотипы об их внешности. И, надо сказать, очень быстро. Просто говорю: «Дедушке надо верить». И все.
За годы занятия фотографией Михаил Тарасов работал в разных сферах: как репортер сотрудничал с городскими газетами, снимал производственную сферу, делал фото для рекламы. Казалось бы, это богатый опыт, улучшающий мастерство фотохудожника. Однако у Михаила другое мнение.
– Меня невероятно, до мурашек по коже, впечатлили фотографии московского автора Александра Фурсова, представленные недавно в рыбинской фотогалерее «Криста». Я сначала понять не мог, почему они меня так тронули, а потом почитал информацию о фотографе – оказывается, Фурсов никогда не работал в СМИ. Я сразу все понял… Вот смотришь, бывает, фото известных мастеров, работавших в советских периодических изданиях. Эти снимки очень хорошие, но сразу ощущается, что сделаны они «по заданию партии». А здесь человек частичкой души там, где снимал, на этих отдаленных северных просторах. Это ощущается сразу. Иначе говоря, работа и в рекламе, и в СМИ не лучшим образом влияет на самостоятельность видения фотографа и индивидуальность его стиля. К сожалению.
Будучи очень требовательным к себе, Михаил Тарасов редко выходит с напечатанными фотографиями к широкой публике. Две экспозиции нынешнего лета он называет случайностью.
Двойной выход
Выставка в жанре ню состоялась по инициативе и при поддержке его директора Михаила Пайкова. Дело в том, что 20 лет назад в этом клубе состоялась выставка Тарасова «Голо Леди Ца». Фото для нее Михаил снял словно на рок-вираже: за 1 день. Выставка получилась очень резонансной, долго обсуждалась. И вот теперь новый экспромт, хотя и не столь стремительный. «По слеДам Голо Леди Цы» – так называется выставка. Она камерная: всего 20 черно-белых снимков в жанре ню. Очень изящных, можно даже сказать, несовременно целомудренных, особенно для рок-клуба, что, собственно, и отметили первые посетители. Автор представил серию работ, где эстетика жанра классически выдержана – и уже этим привлекательна.
На выставке «Женский портрет» будет представлено несколько десятков как монохромных, как и цветных фотографий.
– Черно-белая и цветная фотография – это два типа восприятия мира, – говорит Михаил Тарасов. – Если снимаешь цветную фотографию, ты должен работать цветом, понимать, для чего он в каждом конкретном снимке необходим. Чтобы была гармония или, наоборот, дисгармония, хотя я ее не люблю. А если снимаешь черно-белую, должен знать, как именно выразится определенный цвет при переводе его в черно-белую гамму, чтобы и пространство, и детали, и воздух сохранить…
У Михаила Тарасова есть способность талантливо работать и в черно-белой, и в цветной фотографии. Довольно редкая сегодня. Серия женских портретов в рыбинском музее ее продемонстрирует. Поклонники творчества фотографа уже в ожидании.