В последнее время в Ярославской области выросло число ДТП с участием лосей. С начала года зарегистрировано более 160 подобных аварий.
Если посмотреть на карту Ярославской области, где обозначены произошедшие ДТП, то кажется, что трасса М8 сплошь покрыта кружочками, указывающими на места аварий с участием сохатых. Больше всего их в направлении Москвы, Рыбинска, Пошехонья. Почему так много? Ответ на этот вопрос мы отправились искать в областной департамент охраны окружающей среды и природопользования.
Природа или человек?
Оказывается, как рассказали специалисты, наш регион на данный момент является одним из лидеров в Европейской части России по плотности заселения лосями – на тысячу гектаров пригодной площади приходятся 6 – 7 особей, а всего у нас в области их количество колеблется в пределах 18 – 21 тысячи. Некоторые связывают такие показатели с появлением Рыбинского водохранилища, хорошими природными условиями для жизни этих животных, богатой кормовой базой. Но такие цифры не повод для тревоги. Численность лосей не превышает предельных нормативов, установленных приказом Минприроды РФ (18 особей на тысячу гектаров). Зато и для охотников у нас раздолье – по добыче лосей Ярославская область также находится на лидирующих позициях.
– Каждый год в зимние месяцы егеря проводят пересчет всех видов диких животных, так называемый «зимний маршрутный учет». По этим данным определяются размеры квот на отстрел. Далее в каждом районе проходят общественные слушания с привлечением представителей администраций районов, рядовых охотников, на которых эти цифры корректируются. Потом информация отправляется уже на государственную экологическую экспертизу и в Министерство природных ресурсов, где окончательно проходит согласование. Только после всех вышеперечисленных процедур документ поступает на подпись губернатору, – рассказывает тонкости заместитель директора областного департамента охраны окружающей среды и природопользования Евгений Рощин.
Но если количество лосей остается практически на одном уровне, то почему количество ДТП с их участием увеличивается? Причина на поверхности – дороги в последнее время активно ремонтируются, и многие водители позволяют себе погонять с ветерком на трассах за городом, да и машин у населения с каждым годом становится все больше. Трафик движения растет, и у лесных пешеходов все меньше шансов без последствий перейти на другую сторону дороги.
Под колеса автомобилей попадают разные дикие животные: кабаны, лисы, олени, медведи, но в очень редких и единичных случаях. По статистике, ДТП с участием именно лосей наиболее частые, и здесь не последнюю роль играют поведенческие особенности сохатых.
– В 80% случаев ДТП происходят с участием молодых особей. Они неопытны, бывают любопытны, не имеют должной реакции на опасность. Свою роль играют и заложенные на уровне генетики их кормовые перемещения в поймы. Статистика показывает, что пиковое количество ДТП приходится на май и июнь, но сейчас этот период немного растянулся. В этом году погода была крайне благоприятной для кровососущих насекомых и массового выхода так называемого носоглоточного овода. Конечно, это повлияло на поведение животных. Спасаясь от паразитов, лоси зачастую выходят на трассы, следуя к местам водопоев, – говорит начальник отдела воспроизводства и использования животного мира Дмитрий Белев.
Чаще всего аварии происходят в сумеречное время, как раз в период активности сохатых, а именно – в утренние, вечерние и ночные часы. При этом большая часть ДТП – именно в зоне действия знаков «Дикие животные». Вроде водители предупреждены, что надо сбросить скорость и быть более внимательными, но статистика, к сожалению, говорит об обратном. Так что если вы успели заметить лося, то лучше остановиться, не сигналить и не моргать светом, дать ему возможность спокойно перейти дорогу. Кстати, объезжать лося нужно сзади, а не спереди. Если столкновения не избежать, то возьмитесь крепко за руль, а голову прижмите к подголовнику. Пассажирам надо пригнуться, ведь при ударе лось может вдавить в салон лобовое стекло.
Если летом на дороги лосей гонят насекомые, то зимой их манит соль, которую используют для обработки дорожного покрытия. И очень часто животные могут выйти на трассу, чтобы полизать соленый лед. Так что водителям расслабляться не стоит!
Если вы сбили лося, ни в коем случае не подходите к нему. Раненое животное может вас покалечить. Конечно, не стоит увозить сохатого с собой – это уголовно наказуемо. Стоит отметить, что штраф за сбитого лося – 80 тысяч рублей.
Главное, не трогать!
Еще одна ситуация – лось появился в городе. Один из случаев наблюдала даже я сама. Гуляю с собакой – вдруг, откуда ни возьмись, выбегает сохатый и проносится мимо. К слову, живу в Брагине, достаточно далеко от лесной зоны. После минутного ступора проезжает автомобиль, и вопрос как из анекдота: «А вы тут лося не видели?». Мы с собакой переглянулись и пошли дальше по своим прогулочным делам. Это лишь одна история, но, похоже, нам повезло. Был на памяти случай, когда сердобольная ярославна решила покормить заблудившегося лося хлебом, а тот, не оценив заботы, ударил ее копытом в грудь. Так что, если такая встреча произошла, не пытайтесь накормить животное, погладить его, сделать селфи. Это может закончиться трагически.
– В основном животные могут появиться в населенных пунктах в определенное время года, это конец весны – начало лета, когда мать прогоняет от себя подросшего лосенка. Тот, оставшись без опеки взрослых особей, находится в стрессовой ситуации, поэтому его лучше не трогать. Реакция может быть непредсказуемой. Когда стемнеет, у животного сработает природный компас, и оно само найдет дорогу в лес, – советуют специалисты.
Кстати, как рассказали нам на Сумароковской лосиной ферме, их подопечные очень любят запах… отработанных газов, они от него пьянеют. Даже выходят специально им насладиться, лежа у выхлопной трубы. А вот их дикие собратья запаха бензина боятся.
На форумах бывалые грибники советуют вести себя спокойно, не кричать, не махать руками, если встреча с сохатым произошла на лесных тропинках. Напуганный лось может начать обороняться. Лоси не умеют пятиться, поэтому безопасно будет спокойно отойти от него. Отступать желательно спиной вперед, не выпуская животное из поля зрения. Если лось идет к вам, спрячьтесь за деревом, – они плохо видят. В крайнем случае лезьте на дерево. Еще один из предложенных вариантов – вспомнить курс выживания. В дикой природе большой – значит сильный. Если это не период брачного гона, то вы можете продемонстрировать свое превосходство, просто подняв любую палку или корзину над головой. С более сильным соперником лоси стараются на связываться.
Без ограды не обойтись?
Конечно, предупрежден – значит вооружен. Со своей стороны о нашей безопасности готовы побеспокоиться и дорожно-эксплуатационные службы. На данный момент департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области проводятся процедуры согласования сплошных ограждений с переходами для обеспечения большей безопасности отдельных участков основных трасс. Строительный регламент предполагает, что для лучшего обзора должны быть организованы свободные зоны от дороги до лесополосы. Но далеко не все трассы соответствуют требованиям, и порой просто обстриженных веток вдоль дороги недостаточно, чтобы вовремя заметить дикое животное.
Интересный эксперимент проводят в Швеции – там ставятся световые датчики, которые реагируют на движение. При этом они незамедлительно извещают водителя световой полосой с надписью «Осторожно: лоси!». С 2013 года на территории Вологодского региона на участках федеральных трасс эксплуатируются электрические ограды для отпугивания лосей. Несколько рядов металлического провода под напряжением 12 вольт не представляют угрозы для жизни человека и животных. Однако электронная изгородь отпугивает лосей в случае попытки выйти на трассу, заставляет их повернуть в другую сторону.
Ну а наш совет – будьте аккуратны на дорогах, особенно в сумеречное время, придерживайтесь скоростного режима, установленного для данного участка дороги, и старайтесь не приближаться к диким животным во избежание непоправимых последствий.