Частное собрание открыток знаменитой русской художницы позапрошлого века Елизаветы Бём стало логичным дополнением коллекции Ярославского художественного музея.
С начала 2000-х годов в залах ЯХМ состоялись две выставки, представляющие оригинальные акварели, графику – знаменитые силуэты, о которых тепло отзывался Илья Репин, и те самые открытые письма, сюжеты для которых придумывала и рисовала Елизавета Бём уже в достаточно преклонном возрасте. Именно эти почтовые карточки ценители по всему миру собирают, ищут, покупают и в наши дни.
– «Ярославцы – все красавцы…» – читаем мы на старой открытке с изображением румяного отрока, – рассказывает главный хранитель ЯХМ Татьяна Лебедева. – Так всемирно известная художница, изящно используя народную поговорку, отдавала должное Ярославской земле, с которой была связана на протяжении долгих лет жизни. Она, урожденная дворянка Эндаурова, провела свое детство в родовом имении в деревне Щипцово Пошехонского уезда. Там и в зрелые годы, после окончания рисовальной школы в Петербурге и профессиональных занятий живописью в столице, она много рисовала с натуры, будучи счастливой женой, матерью и бабушкой, а также признанной во всем мире художницей. Особенно ей удавались портреты крестьянских детей. Здесь же Елизавета Бём придумывала и находила идеи для иллюстраций к произведениям русских писателей, в том числе другого знаменитого ярославского помещика – Николая Некрасова. Крестьяне радовались, когда Елизавета Меркурьевна приезжала в имение, кричали: «Бёмиха приехала!» А если серьезно, в девяностые годы XIX века, когда появилась мода на русский стиль и в обыденную жизнь вошли технологии цветной печати, именно она стала основоположницей особого жанра – открытого письма с изображениями русской жизни.
Герои открыток Елизаветы Бём – дети, но во взрослых, даже порой пикантных ситуациях. Например, девочка у зеркальца с подписью «Чем я виновата, что люблю солдата» или мальчик с девочкой, иллюстрирующие поговорки «Милые бранятся – только тешатся» и «Полно браниться – пора помириться».
– Дети как будто играют роли в театре, где изображают взрослых, – говорит Татьяна Лебедева. – И эти открытки пользовались огромной популярностью, притом что их цена была довольно высока – от 4 до 8 копеек, дороже горячего комплексного обеда в трактире!
Однако всенародное признание, популярность открыток Елизаветы Бём в конце XIX – начале XX веков объясняется не только их добрым, юмористическим содержанием, но и высоким художественным уровнем.
Фото Евгения Иванова