Мы уже рассказывали читателям о горе-инициативе одного из медицинских центров Рыбинска, который массово атаковал звонками рыбинцев и ярославцев. Тогда действия сотрудников этой организации оказались под контролем Ярославского УФАС, были приняты меры.
Но, похоже, другие фирмы, действующие на территории региона, на чужом опыте выводов не сделали. Звонки продолжаются. Поэтому мы вновь обращаемся к начальнику отдела контроля органов власти и рекламы Ярославского УФАС Елене Гудкевич за комментариями.
– Елена Владимировна, опять есть жалобы на настойчивое навязывание услуг по телефону?
– Да, к нам обратились с заявлениями сразу несколько граждан, на телефоны которых систематически поступали звонки с рекламой медицинских и косметических услуг от компании «Фит Клиник». Комиссией антимонопольного органа были рассмотрены все приобщенные к делу материалы и доказательства, как результат – вынесено решение. Поскольку нарушение совершено организацией в первый раз, мы выдали предупреждение.
– Почему недопустима такая форма рекламы?
– Она считается ненадлежащей, поскольку абонент не давал предварительного согласия на получение сведений информационного или рекламного характера. Рекламораспространитель, представившись, обязан спросить согласие абонента, иначе его действие является правонарушением в соответствии с положениями ст. 18 ФЗ «О рекламе». Причем рекламодатель должен суметь доказать, что согласие было получено.
– Каждый ли звонок от рекламораспространителя является нарушением закона «О рекламе»?
– Если во время телефонного разговора менеджер организации не успевает довести до абонента информацию (допустим, вы сразу положили трубку), то здесь нет факта распространения рекламы, следовательно, не происходит нарушения требований закона «О рекламе».
– То есть такие звонки могут быть?
– Нет, такой звонок тоже неправомерен, так как нарушает закон о персональных данных и закон о связи. В таком случае жителям уже нужно обращаться в Роскомнадзор.
– Как бороться с нарушителями?
– Любой гражданин может написать заявление в антимонопольную службу. Указать дату, время звонка, сделать скриншот экрана мобильного устройства, подробно описать содержание разговора, а лучше – предоставить аудиозапись, согласие на обработку данных.
Штраф за навязчивые звонки – от 100000 до 500000 рублей.