В Рыбинске, где несколько лет назад автошколы перестали готовить водителей автобусов, на пассажирских предприятиях наблюдается острый кадровый голод. Обладателей прав категории «D» перевозчики переманивают друг у друга. В итоге рейсы пригородного транспорта срываются.
Без автобуса – беда
– Наш автобус №107 стал ходить плохо. 7 июня в 9 утра он просто не появился на остановке, из-за чего я не попала на прием к врачу. Причем взбаламученный народ говорил, что и предыдущие рейсы в этот день были сорваны. Это случай не единичный, – жалуется пенсионерка из поселка Искра Октября Рыбинского района Мария Степанова.
Рыбинцы считают, что стали заложниками ситуации с подорожанием автомобильного топлива: сокращая рейсы, транспортники пытаются оптимизировать свои расходы – за счет тех, кого обязались обслуживать.
– Жители пригорода чуть ли не ежедневно ездят в Рыбинск – кому?то нужно на работу, на учебу, в районную администрацию, МФЦ, Пенсионный фонд, кому?то, как мне, в поликлинику. Не имеющие собственного автомобиля вынуждены жестко увязывать свою жизнь с расписанием пригородного автобуса – без него мы отрезаны от мира. Поэтому срыв рейсов, особенно в часы пик, для нас – катастрофа, – объясняет Мария Дмитриевна. – Хорошо, если уровень достатка позволяет ездить в город на такси, но таких в Искре Октября явное меньшинство.
В администрации Рыбинского района подтвердили, что работа транспортников вызывает серьезные нарекания.
– Жители поселка Ермаково Рыбинского района были очень недовольны качеством пассажирских перевозок на межмуниципальном маршруте №108: их возмущала отмена рейсов в часы пик, теснота в салоне, возникавшая из?за того, что на востребованное направление ставили маленький автобус – ПАЗ, который не мог вместить всех пассажиров. Зачастую он шел от конечной точки маршрута до города практически без остановок, – рассказывает заместитель главы администрации – начальник управления ЖКХ, транспорта и связи Рыбинского района Василий Кутыков.
Жалоб – лавина, но местная администрация расписывалась в своей беспомощности, ссылаясь на отсутствие полномочий. Помогло содействие председателя Ярославской областной Думы Михаила Боровицкого, который встретился с жителями Ермакова и взял решение транспортной проблемы под личный контроль. По словам Василия Николаевича, в начале июня произошла смена перевозчика, и на линию вместо ПАЗика вышли два вместительных автобуса марки МАЗ. В салоне теперь свободно и комфортно, всем хватает сидячих мест. Расписание автобуса осталось прежним, новый исполнитель контракта гарантирует его соблюдение и быструю смену машины в случае поломки.
Верить в это хочется, но есть основания для сомнений. Дело в том, что 107?й и 108?й маршруты теперь обслуживает одно и то же автопредприятие – рыбинский филиал ГП ЯО «Ярославское АТП». И перебои с транспортом в Ермаково закончились как раз тогда, когда они начались в Искре Октября. Создается впечатление, что имеющийся ресурс просто перекинули туда, где больше наболело. Но методом перетягивания одеяла с целью погасить недовольство на одном участке, оголяя при этом другие, остроту ситуации не снять. Не вызывать же каждый раз «тушить пожар» спикера регионального парламента?
Автошколы взяли паузу
– Самые проблемные маршруты – 105-й и 107-й, – не скрывает озабоченности Василий Кутыков.
Сто пятый урезан, потому что дорога к конечной точке маршрута разбита и непригодна для движения пассажирского транспорта, а сто седьмой переживает последствия кадрового голода.
– Отмена рейсов происходит из-за крайне изношенного состояния автотранспортного парка и острого дефицита кадров, – объясняет заместитель директора рыбинского филиала ГП ЯО «Ярославское АТП» Олег Постников. – Он возник из-за того, что в течение последних пяти лет в Рыбинске не готовят водителей категории «D». Автотранспортные предприятия переманивают работников друг у друга. У нас на сегодня не заполнено 14 штатных единиц. И когда оставшиеся в штате уходят на больничный либо в отпуск, порой бывает некого отправить в рейс.
По словам Олега Геннадьевича, средняя заработная плата водителей в рыбинском филиале в мае достигла 32 тысяч рублей. Но заполнение вакансий подвигается туго.
– Чтобы решить проблему на системной основе, необходимо наладить в Рыбинске обучение водителей категории «D», – считает заместитель генерального директора по эксплуатации ГП ЯО «Ярославское АТП» Андрей Сакулин.
Пока эта программа пробуксовывает. Только в одной из автошкол города предложили подать заявку на обучение, но сроки начала занятий назвать не рискнули – они теряются в тумане неопределенного будущего. В остальных автошколах сослались на отсутствие автодрома, техники и неподъемные для бизнеса затраты.
Значит, повышение качества пассажирских перевозок в Рыбинске и Рыбинском районе требует комплексного подхода.