Климатическая зима со снегом длится в Ярославской области 4-5 месяцев. В этот период вопрос уборки дорог от снега ежегодно становится самым болезненным и актуальным. В прошлом году Центр управления регионом ежедневно обрабатывал сотни обращений на эту тему.
Готовы ли коммунальные службы встретить зиму во всеоружии и стоит ли ждать заснеженных дорог, мы обсудили вместе с директором регионального департамента дорожного хозяйства Романом Душко и первым заместителем директора департамента городского хозяйства мэрии Ярославля Дмитрием Сергеевым.
– Самый главный вопрос - как готовность к зиме и города, и области?
Сергеев
– Готовность у нас всегда проверялась, в том числе и летом. Вся техника, которая имеется, проверена, все навесное оборудование перенесено непосредственно на машины. То есть, у нас техника готова.
– Буквально пару дней назад на сайте мэрии мы прочитали: мэрия и город к зиме полностью готовы. Проведены закупки.
Сергеев
– Да, в том числе противогололедных материалов, все они имеются в наличии на базе, сейчас, кроме этого, проводятся процедуры закупки в форме лизинга, приобретение дополнительной техники, которая планируется к поставке уже в декабре текущего года. Поэтому мы на нее очень рассчитываем. Закупка уже состоялась первая, поэтому в декабре ждем новую технику. Параллельно проводится еще закупка на поставку дополнительной техники в январе. Поэтому готовность у нас 100-процентная. Ждем новую технику.
– Можно надеяться, что снежный коллапс прошлого года не повторится с ярославцами и жителями области?
Сергеев
– Для этого все меры со стороны муниципального предприятия города Ярославля приняты в полном объеме, в этом году благодаря дополнительным средствам, которые выделены предприятию нашему муниципальному, мы увеличим штатную численность и дорожных рабочих. Сейчас у нас 100 единиц дорожных рабочих, уже сейчас денежные средства доведены до предприятия и идет набор персонала для увеличения штатной численности до 200 человек.
– Это только на зимний период?
Сергеев
– Именно на зимний период, ну и впоследствии в летний период будущего года также эти люди будут задействованы в уборке в летнее время.
– В прошлом году очень много жалоб было именно на реагентную смесь, которой обрабатывались дороги. Что она была какая-то не такая, не работала и т.д. В этом году что-то поменяли?
Сергеев
– Да, на самом деле в этом году у нас пескосоляная смесь будет применяться не 10-процентная, как в прошлом году, а 30-процентная, то есть, концентрация соли будет увеличена практически в 3 раза, что нам позволит более оперативно реагировать на, скажем, внештатные ситуации и убирать наледь с дорог более оперативно, в более короткие сроки. Вместе с тем, конечно, да, были моменты в прошлом году, когда образовывалась так называемая «стиральная доска» на дорогах, но она в первую очередь была вызвана перепадом температур и применением противогололедных смесей, которые не были рассчитаны на эту температуру. Это, конечно, мы все учтем, учли уже. В этом году такого не допустим.
– Какую-то работу, может быть, с метеослужбой ведете? Вообще, какую обещают зиму? Как-то при подготовке вы учитываете эти данные?
Сергеев
– У нас в целом в городе Ярославле заключен контракт именно с метеослужбами, поэтому данные оперативно передаются. Есть специальная служба и у предприятия муниципального нашего, они также мониторят и в контакте находятся. Информация о снегопадах прогнозируемая, она также оперативно передается на предприятие, и ответственные работники предприятия уже планируют работу по выходу техники и людей на улицы города.
– А как обстоят дела с готовностью к зиме в области?
Душко
– В области основной подрядчик по уборке дорог – это компания Ярдормост. 12 филиалов будут трудиться на уборке региональных дорог и плюс 5 подрядных организаций. Общая протяженность региональных дорог – 6175 километров. Будет 627 единиц техники, из них 207 – это комбинированные дорожные машины, 79 грейдеров, экскаваторы, погрузчики, трактора и средства малой механизации также будут принимать участие в этом. У нас с 18 октября ввиду отрицательных таких погодных условий уже все дорожные службы находятся в дежурном режиме. Также около 50 КТМ также находятся в дежурном режиме. Мы также заготовили около 120 тысяч тонн пескосоляной смеси.
– Меняли как-то ее состав?
Душко
– У нас не такая пропорция, конечно, у нас 20 на 80, то есть, 20 процентов соли и 80 песка. Также мы при более-менее нормальных температурных режимах, плюс и до минус 5, будем дороги обрабатывать природным рассолом. И также у нас, именно на юго-западных дорогах, мы будем обрабатывать таким материалом, как «Нордвей».
– Это что-то новое для Ярославской области?
Душко
– Это материал такой, которым обрабатывают именно взлетно-посадочные полосы, он экологически безопасен, он более дорогой и качественный.
– В прошлом году его не было?
Душко
– Был
– Если вдруг завтра ночью выпадает снег, то вся техника выезжает, реагентами все обрабатывается, и все будет хорошо?
Сергеев
– Конечно, это надо иметь в виду. Особенно те водители, которые не сменили резину или не перестроили свою систему вождения в зимний период, должны учитывать погодные условия. Конечно, наша служба сразу реагирует на снег и скользкость, и выходят на дорогу, посыпают. Но нельзя сразу убрать дорогу и избавиться от скользкости. Реагент, которым обрабатывают дороги, должен сначала сработать, все это должно какое-то время занять. То есть, мгновенно не произойдет, что дорога станет нормальной, и также водители будут соблюдать такой же режим, как летом.
– Давайте поговорим о вывозе снега. Потому что в прошлом году очень много жалоб было еще и по этому вопросу.
Сергеев
– В части центральной вывоз осуществляется на постоянной основе. Для вывоза применяются, в том числе, и самосвалы. Скорость вывоза снега будет увеличена с приобретением техники. Кроме того, при вывозе снега в этом году у нас будут применяться и лаповые погрузчики, которые позволяют ускорить процесс вывоза снега. Центральная часть обрабатывается в первую очередь. Вывозится снег из той части, где ходит общественный транспорт. В будни значительно затрудняют процесс вывоза припаркованные автомобили. Снег, который ночью сдвинули для вывоза, складируется в непосредственной близости к тротуару. А днем у нас возникают проблемы с машинами, которые паркуются.
– Как-то решить этот вопрос можно? Например, запретить парковку в определенных местах в определенное время?
Сергеев
– Систематически – да, когда мы планируем вывоз, мы устанавливаем знаки, но, к сожалению, водители не всегда на них реагируют. Поэтому приходится убирать их «в ручном режиме». Это достаточно долго, много времени занимает.
Мы призываем соблюдать правила дорожного движения. Мы готовы, в принципе, и к вывозу. Для вывоза у нас применяется наш традиционный полигон, который размещен на улице Гагарина, также он готов. Службы выезжали на проверку – дорога к нему находится в удовлетворительном состоянии. Поэтому для вывоза у нас также все готово.
– То есть не будет такого, что город завалит снегом? Пообещайте нам это, пожалуйста, очень хочется.
Сергеев
– Планируем и очень надеемся.
– По опыту прошлого года, все время, когда выпадал снег, люди писали в соцсетях, где конкретно сейчас работает вся снегоуборочная техника. Ее прямо искали, снимали и выкладывали в соцсети. Как будет в этом году? Техника снова вся будет сосредоточена в одном месте? Или, может, рассредоточена по городу?
Сергеев
– Смотрите, у нас графики отрабатывались. В этом году у нас новые графики движения снегоуборочной техники по каждому району. Безусловно, техника не может находится везде в каждый промежуток времени, поэтому она идет в соответствии с графиком. Для начала выбираются дороги первой категории, по которым ходит общественный транспорт: Московский проспект, Фрунзе, Ленинградский, проспект Дзержинского – основные магистрали. Далее техника передвигается на дороги второй категории. Участки убираются в порядке очередности в соответствии с маршрутными графиками.
– Что касается дворов, есть какой-то график, какие-то нормативы? В какой срок из дворов должен быть убран снег?
Сергеев
– Дворовые, малые территории убираются непосредственно управляющими компаниями, которые обслуживают многоквартирные дома, так же в соответствии с графиками. В течение 4 часов снег должен быть убран. Что касается внутриквартальных проездов: уже второй год на территории Ярославля на внутриквартальных проездах и дорогах частного сектора уборку осуществляют территориальные администрации, на основании муниципальных контрактов, которые они уже заключили. Опасений по уборке внутриквартальных проездов и дорог частного сектора у нас нет, так как у них есть подрядных организаций, с которыми заключены муниципальные контракты, вся техника имеется в наличии. Они уже убирали внутриквартальные проезды в прошлом году. Пескосоляная смесь у них тоже в наличии, поэтому уборка осуществляется в обычном режиме.
– Есть ли какие-то телефоны горячей линии, куда жаловаться в городе и в области? Если не убрано, если скользко, куда обращаться жителям?
Сергеев
– На территории города действует единый телефон дежурной службы городской, это 40-40-40. Жителям необходимо при несоблюдении правил и требований уборки придомовой территории, внутриквартальных проездов или дорог первой или второй категории обратиться в дежурную службу. Они оперативно передадут информацию ответственным за уборку этих территорий.
Душко
– По области мы также идем в ногу со временем. Мы используем все средства коммуникации, социальные сети, порталы, Госуслуги. Также по телефону 789-520 все сигналы диспетчер отрабатывает, и вместе с дежурными службами реагируем на данное замечание.
– Есть ли какие-то нормативы, через сколько после начала снегопада техника должна выйти на работу, либо, если снег идет непрерывно трое суток, как часто его должны убирать? И так далее… Кто-то регламентирует это?
Душко
– Дороги убираются строго по ГОСТу, там все регламентировано, прописано. Дороги первой категории должны быть убраны в течение 4 часов.
Дороги четвертой категории убираются в течение 15 – 16 часов.
– Четвертой категории – это какие?
Душко
– Дороги с нетвердым покрытием, местные, муниципальные дороги. Также, если снег постоянно идет, то подрядчик, который обеспечивает содержание дорог, подходит циклично к уборке этой дороги.
– По муниципальным дорогам было больше всего жалоб в прошлом году, в соответствии с аналитикой ЦУР. Почему так получается?
Душко
– Дело в большом километраже дорог: у нас муниципальных дорог в области 11 879 километров, то есть, объем большой. Конечно, здесь можно ссылаться на недостаточное финансирование, из всего этого объема только 33 процента дорог находится в твердом покрытии.
Конечно же, службы должны работать, но нужно понимать, если снег идет сутки, двое, трое, конечно, службы работают на износ. Здесь нужно войти в положение.
– Нет ли какого-то резервного фонда? Техники, которую можно привлечь оперативно, резервный фонд рабочих рук, резервный фонд финансовый, который можно привлечь для того, чтобы, если снег идет трое суток, что-то можно было изменить?
Душко
– Такого резервного фонда, как такового, у нас нет. То есть, есть непосредственно количество машин, которые должны участвовать. Это зависит уже от погоды, количества осадков, которые выпадают. Подход чисто индивидуальный. Если снег, грубо говоря, валит, то выходит вся техника. У нас контракт подписан с Ярдормост на уборку и содержание, подписан в мае 2020 года и по 2022 год. Сумма предусмотрена на содержание в 2021 году составляет 1 миллиард 14 миллионов рублей.
– Синхронизированы ли уборка крыш и тротуаров между собой?
Сергеев
– Да, конечно. Эта проблема уже не первый год обсуждается. Особенно в центральной части, в Кировском районе. Мы, безусловно, информируем всех собственников помещений, которые находятся в центральной части города, что в соответствии с правилами благоустройства они обязаны очищать крыши от наледи и сосулек. Мы просим информировать нас, сообщать нам в дежурную службу о дате и времени проведения этих работ. Вместе с тем мы рекомендуем все-таки в вечерние часы эти работы проводить, для того чтобы в ночное время снег можно было вывозить. Кроме того, у нас правилами благоустройства города Ярославля предусмотрено, что собственники строений, зданий и сооружений, которые осуществляют чистку кровель, обязаны самостоятельно осуществлять вывоз снега, который был снят с крыши.
Работы синхронизируются, но в большинстве случаев получается, что весь снег, который был снят с крыши, складируется на тротуаре. Вывозим его в любом случае, но создается заужение проезжей части.
– Про заужение проезжей части: очень части бывает так, что, счищая снег к тротуарам, к середине зимы уже из трех полос на дороге остается две, а то и одна. С этим как-то должны службы бороться?
Сергеев
– Это именно говорит о том, что нам необходимо своевременно осуществлять вывоз того снега, который в течение нескольких недель складировался, складирование допускается, но вывоз в плановом порядке будет осуществляться именно с дорог, где существует проблема заужения и проблема с запаркованностью.
– В прошлом году активно велась борьба с теми автовладельцами, которые оставляют свои автомобили припаркованными на целую зиму, а потом они, как подснежники, там живут, растут, стоят до весны. Как-то будет вестись эта работа дальше?
Сергеев
– Да, на самом деле в прошлом году существовала такая проблема, Тутаевское шоссе наиболее часто упоминалось в социальных сетях. Работали оперативно, механизм отработали именно перемещения таких транспортных средств и поиска их собственников.
– Как ведется поиск собственников, если нет номера на машине?
Сергеев
– Взаимодействуем с сотрудниками ГИБДД, помимо государственных номеров имеется также и номер автомобиля, который позволяет идентифицировать транспортное средство, по этому номеру имеется возможность найти собственника транспортного средства, найти его контакты.
– Найти и заставить убрать автомобиль?
Сергеев
– Да, но в тех случаях, когда добровольно это не получается сделать, мы прибегаем к принудительному перемещению транспортного средства на муниципальное предприятие.