12 городов Золотого кольца за 12 часов – установлен первый рекорд по пересечению городов самого знаменитого туристического маршрута на автомобиле.
Автопробег стартовал утром 5 сентября у «Нулевого километра» в Ярославле. За рулем автомобиля – гонщица Инесса Тушканова, а ультрамарафонец Дмитрий Ерохин, который уже дважды становился рекордсменом на этом маршруте, правда, на своих двоих, в этот раз примерил роль штурмана.
– Идея на самом деле не нова. В Европе в последние годы активно формируется традиция установления рекордов, когда люди используют различные способы передвижения. Наибольшую популярность это снискало в Великобритании. Там на чем только не пересекали страну, а это 1 400 км с севера на юг! И пешком, и на велосипедах, и на мотоциклах, и на автомобилях, и даже на самолете – за 45 минут, – рассказывает Дмитрий Ерохин. – Мы с Инессой решили установить первый автомобильный рекорд пересечения и выбрали для этого невероятно красивый туристический маршрут, который мне очень близок, – города Золотого кольца.
– Я и раньше бывала в городах Золотого кольца, правда, не во всех. В Ярославле, например, впервые. Мне здесь очень понравилось, безумно красивый город со своей историей, которая чувствуется во всем, – отмечает Инесса Тушканова. – Также по архитектуре и исторической насыщенности мне понравился Сергиев Посад, там очень красивые зоны отдыха, невероятная лавра, все чисто, ухожено, гордость берет за историческую Россию, когда бываешь в таких местах. Еще очень люблю Ростов. А вот в Костроме мне показалось мало достопримечательностей, хотелось бы больше туристических объектов.
Дмитрий Ерохин тоже признался в любви к городам маршрута и подчеркнул, что единую концепцию – кольцо – нарушать не следует.
– Я не сторонник мнения, что надо добавлять в состав «Золотого кольца» другие регионы, которые находятся за 500, за 1 000 км. Мне нравится и Смоленск, и Рязань, это прекрасные города, но совершенно другая культура России, выбивающаяся из концепции, представленной в маршруте. Да и не должно кольцо выходить за установленные пределы. Можно, конечно, добавлять другие города, но внутри регионов Золотого кольца, например, ярославский Мышкин или костромской Плес.
Однако целью поездки был не только рекорд. За время в пути спортсмены проделали большую и важную работу по логистике маршрута. Со своими замечаниями и предложениями они ознакомили Союз городов Золотого кольца России, созданный в прошлом году по инициативе губернатора Ярославской области Дмитрия Миронова. Рекордсмены оценили качество дорожного полотна, придорожной инфраструктуры и сервиса.
– Я много видела разных дорог и была приятно удивлена качеством покрытия. Дорожные знаки, разметка – все на высоком уровне. Можно приезжать на любых автомобилях, даже высокого класса, так как по дороге присутствует любой вид топлива – от самого дешевого до самого дорогого, везде есть хорошие заправочные станции со всем необходимым. Можно не только заправиться, но и передохнуть, перекусить и взять что-то в дорогу. При этом станции находятся недалеко друг от друга, что очень удобно, – заявила автогонщица. – Но есть нюанс – если идет ремонт трассы, это беда, так как объездные пути просто никакие. Нужно обратить внимание на альтернативные дороги при ремонте основной трассы. К сожалению, это проблема России в целом, а не только дорог городов Золотого кольца. Мы столкнулись с такой ситуацией на подъезде к Ярославлю. Там объездная гравийная дорога совершенно не приспособлена, чтобы по ней ездить. Еще один опасный участок поджидал нас между Ростовом и Угличем. Причем трасса там невероятно красива – густой лес, роскошный закат, но качество самой дороги низкое. А пару километров вообще сплошные ямы. Нужно анализировать не только готовность города к туристам, но и то, как до него добраться.
Встретился путешественникам и «мертвый» участок – на протяжении 80 км от Костромы до Иванова рекордсмены не встретили никакой дорожной инфраструктуры: ни одной АЗС, придорожной гостиницы или кафе.
– Это было очень странно. Даже на самом пустынном участке маршрута Ростов – Углич нам что-то попадалось. Например, советская заправка, сразу после Борисоглебского, которая мне очень понравилась. Думаю, она стоит там годов с 50 – 60?х прошлого века. И до сих пор работает, – поделился ультрамарафонец. – Я бы посоветовал ее сохранить как самостоятельный туристический объект, достопримечательность. Сделать памятную надпись вроде «Самая старая заправка Ярославской области». Место очень интересное, да и антураж подходящий.
Также Дмитрий Ерохин выразил замечание по сотовой связи. По его словам, телефон ловит не везде, и чаще всего сеть пропадает вместе с дорогами, а именно там она может понадобиться больше всего. Ведь, попав в ДТП, невозможно даже вызвать медиков. Особенно часто телефон «уходил» из зоны доступа на участке Ростов – Углич.
Кроме того, Дмитрий отметил, что ни у одного города нет обозначения того, что он входит в маршрут Золотого кольца, а километраж маршрута существует только в Ярославле.
Рекорд спортсменам удалось установить за 11 часов 51 минуту, за это время они преодолели 823 км. Участники автопробега надеются, что их опыт привлечет еще больше туристов в города Золотого кольца. Более того, они ждут последователей – людей, которые захотят побить рекорд, и даже готовы во всем им содействовать.
Расстояние между городами составляет примерно час-полтора езды. Если не гнаться за рекордами, а задаться целью насладиться историей и архитектурой городов маршрута, то участники автопробега рекомендуют отвести один день на город. При таком режиме и не устанешь, и сможешь все хорошо посмотреть, посетить музеи, оценить достопримечательности, покушать, передохнуть и добраться до следующей точки маршрута.