Объектами историко-культурного наследия принято считать старинные здания, но эти стереотипы нужно менять. На наших глазах тоже возводили шедевры, которые мы просто обязаны сохранить для потомков. Именно таков, по мнению многих общественников и экспертов, речной вокзал в Ярославле. Члены Общественной палаты региона просят провести государственную историко-культурную экспертизу, чтобы юридически закрепить его ценность и запретить собственнику менять внешний облик здания.
Белоснежный речной вокзал давно стал визитной карточкой Ярославля, именно он во многом определяет, как город смотрится со стороны Волги, как его воспринимают путешествующие по великой русской реке. Если честно, то такой вокзал Ярославлю иметь было не положено: по статусу он полагался городам-миллионникам, к числу которых областной центр не принадлежал. По легенде, его строительство пролоббировала для родного края первая женщина-космонавт Валентина Терешкова – как и ТЮЗ, кстати. И не просто пролоббировала – разрабатывать проект поручили коллективу под руководством Тимофея Садовского, который проектировал набережные в Северной столице, Архангельске, Нижнем Новгороде, Иркутске, Хабаровске, Астрахани, Саратове, Вологде и других городах страны. А из построенных по его проектам речных вокзалов в Омске, Волгограде и Ярославле именно верхневолжский считается не только самым красивым, но и олицетворением стиля.
– Речь идет не о живописности здания: завитушках на фасаде и прочих украшениях, которые бросаются в глаза, потому что за этой живописностью зачастую теряется сама архитектура как вид искусства, – пояснила член научно-методического совета при областном департаменте охраны объектов культурного наследия, искусствовед Мария Стовичек. – Мы говорим о пропорциях здания, соотношении застекленной поверхности и архитектурной массы, о том, как оно вписано в береговую линию и в окружающий ландшафт. Речной вокзал – эталон выражения идеи модернизма художественными средствами архитектуры.
И даже небольшое изменение необратимо разрушит существующую гармонию. А ведь именно это и планирует сделать собственник. С чем общественники не согласны. Не случайно этот вопрос был включен в повестку дня комиссии Общественной палаты Ярославской области по вопросам культуры и сохранения историко-культурного наследия. Участники заседания сошлись во мнении: здание обладает историко-культурной ценностью с точки зрения архитектуры и градостроительства, так как расположено в границах буферной зоны ЮНЕСКО, участвует в формировании панорамы исторического центра со стороны реки Волги и является образцом архитектуры периода советского конструктивизма 70-х годов. Кроме того, заместитель председателя Ярославского отделения Союза архитекторов России Аркадий Бобович напомнил, что водные ворота Ярославля были построены по авторскому проекту, за который коллектив архитекторов-проектировщиков был удостоен Государственной премии РСФСР в 1986 году.
Реконструкция без получения разрешения на нее у владельцев авторских прав противозаконна. Но чтобы и поползновений таких не возникало, нужно включить выявленный объект культурного наследия, каковым здание вокзала в прошлом году признал департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области, в соответствующий реестр.
– Для принятия решения о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр необходимо проведение государственной историко-культурной экспертизы в соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства РФ, – пояснил директор областного департамента охраны объектов культурного наследия Александр Филяев.
Члены Общественной палаты Ярославской области обратились в правительство региона с предложением провести такую экспертизу.