Ярославцы привыкли к тому, что в одних автобусах и маршрутках льготы предоставляются, а в других нет. На прошлой неделе власти областного центра объявили о революционных переменах: со следующего года регулируемый тариф и льготы хотят распространить на весь общественный транспорт в Ярославле.
115 миллионов поездок в год
В мэрии Ярославля состоялся большой разговор о будущем общественного транспорта. Городские власти пригласили к обсуждению его перспектив представителей общественности, надзорных органов, ГИБДД и, конечно же, самих перевозчиков. Мэр Ярославля Владимир Волков посетовал, что на транспортников жители города жалуются даже чаще, чем на предприятия ЖКХ, и поставил задачу: ситуацию надо менять.
Проведя анализ, мы приняли решение – изменить условия взаимодействия между заказчиком и исполнителем транспортной услуги. Главная задача – повысить ее качество, исключить нарушения перевозчиками ПДД, создающие угрозу жизни пассажиров. Для этого все маршруты из нерегулируемых мы будем переводить в регулируемые, – пояснил градоначальник.
По его словам, это поможет изжить недостатки существующей транспортной схемы, а именно – многочисленные нарушения графика движения и необоснованную конкуренцию на дорогах, которая выливается в гонки с риском для жизни пассажиров и «подрезания» машин «соперника».
Представители Ространснадзора и ГИБДД считают необходимым осуществлять посадку и высадку пассажиров только на остановочных комплексах и производить безопасное обилечивание: то есть это должен делать либо кондуктор, либо водитель на остановках. Невозможно следить за безопасностью на дороге, крутить баранку и в то же самое время отсчитывать сдачу.
О сегодняшнем состоянии общественного транспорта и грядущих новациях рассказал начальник управления городского пассажирского транспорта мэрии Сергей Волканевский. Он уточнил, что сейчас на территории Ярославля действует 104 муниципальных маршрута городского пассажирского транспорта. На 72 из них тариф регулируется и льготы предоставляются. На 32 тариф не регулируется – это маршрутные такси.
В прошлом году весь общественный транспорт областного центра вкупе перевез более 115 миллионов пассажиров. 70 миллионов раз жители областного центра воспользовались автобусами, троллейбусами и трамваями за 23 рубля или с предоставлением льгот. 46 миллионов раз – маршрутками, заплатив за билет 26 рублей. При этом при плановом выпуске в часы «пик» 815 единиц всех видов пассажирского транспорта основной объем приходится именно на маршрутки.
Несложно подсчитать, насколько востребованы в Ярославле вездесущие маршрутки, которыми пользуется мобильная, работающая часть населения. Именно поэтому предложение мэрии перевести весь общественный транспорт на работу по регулируемому тарифу при всех его плюсах – распространение льгот и проездных на все без исключения автобусы – требует тщательной проработки и учета мнений всех заинтересованных лиц.
Учесть интересы горожан
Перевозчики боятся, что их просто выдавят из бизнеса, и на их место придут иногородние.
– У нас есть гарантийные письма мэрии о том, что мы сможем работать на городских маршрутах до 2021 года. Поверив этим обещаниям, мы в свое время взяли большие кредиты на покупку красных «ПАЗиков» класса «Евро?5», часть техники в лизинге, и она будет оставаться в залоге, пока мы не рассчитаемся с банком. Если объявят новый конкурс на обслуживание городских маршрутов, мы вряд ли окажемся победителями. И что нам тогда делать? – переживает предприниматель Светлана Орлова.
– У нас нет перевозчика, который сможет выполнять весь объем работ в городе. Мы не стремимся убирать с рынка действующих предпринимателей, наша задача – повысить безопасность и качество обслуживания, определить единые требования ко всем перевозчикам в рамках условий муниципальных контрактов. А это можно сделать только в случае перехода всех маршрутов на регулируемый тариф, – ответил на опасения предпринимателей мэр.
– Нас услышали и заверили, что с рынка никого вытеснять не будут, – выразил мнение большинства участников встречи предприниматель Андрей Воронин.
По итогам совещания создана рабочая группа, которая предложит «тонкую настройку» важных для города процессов. В нее обязательно войдут горожане – члены общественного совета при областном департаменте транспорта. Они и должны проследить, чтобы интересы жителей Ярославля обязательно были учтены.
Плюс 3 рейса
Жителям Рыбинска и Тутаева теперь будет гораздо легче добраться до областной больницы в Ярославле. С 15 апреля по маршруту Рыбинск – Ярославль запущено три дополнительных автобуса №500. И если до нововведения между двумя городами ходил всего один рейс, то теперь сразу четыре.
Как отметил в социальных сетях заместитель председателя правительства Ярославской области Максим Авдеев, сделано это по результатам анализа маршрута и на основании обращений жителей области. До запуска дополнительных рейсов жителям Рыбинска, Тутаева добираться до областной больницы было крайне неудобно, сейчас же ситуация в корне иная. Из Рыбинска автобусы отъезжают в 6:45, 12:05, 14:40, 20:10. Обратно: в 9:45, 12:15, 15:45 и 17:50.