В минувшее воскресенье в России праздновали День работников дорожного хозяйства. Мы поздравили директора департамента дорожного хозяйства Ярославской области Евгения Моисеева и поговорили с ним о предварительных итогах работы в 2019 году и планах на будущее.
– Евгений Анатольевич, профессиональный праздник отметили, можно ли уже говорить о завершении дорожного сезона?
– Сегодня мы заканчиваем работы на оставшихся трассах в области. Большинство объектов успешно сдано, осталось совсем немного. Уверен, что мы успешно завершим сезон, как было и в течение двух предыдущих лет.
– В этом году основные работы ведутся уже не в рамках федерального, а по национальному проекту. Какие основные изменения по сравнению с БКД?
– За два года на территории Ярославской агломерации – в Ярославле, Ярославском и Тутаевском районах – только в рамках приоритетного федерального проекта отремонтировано более 157 километров улиц и трасс. С этого года работы в рамках агломерации сохранились, а к ним добавился большой объем трасс областной собственности. Пожалуй, это первое и главное отличие – в увеличении объемов, что, безусловно, не может не радовать.
– Сколько магистралей попало в ремонт по нацпроекту в областной части?
– Всего в этом году по национальному проекту мы приводим в порядок 18 участков дорог региональной собственности, это более 90 километров. Многие из них ни разу не ремонтировались с момента строительства и находились в ужасном состоянии.
– Улучшаются ли технологии дорожного ремонта?
– Безусловно, отрасль не стоит на месте. С этого года производимые материалы – щебень, битум, асфальтобетон – должны соответствовать предварительным национальным стандартам Российской Федерации. В результате мы получаем повышение прочностных характеристик дорожных покрытий, увеличивается колееустойчивость, снижается риск растрескивания при заморозках и резких изменениях погоды, характерных для нашего региона. У каждой подрядной организации, которая работает в Ярославской области, есть свой асфальтобетонный завод. Все они прошли аттестацию нашего федерального куратора – ФКУ «Упрдор «Холмогоры». Все это обеспечивает высокое качество дорожного полотна.
– Контроль за ходом производства работ в этом году усилился?
– Два года в ходе реализации приоритетного федерального проекта уже осуществлялся всесторонний контроль. Сплошной мониторинг производства работ проводят заказчики. Активисты практически живут на объектах, выезжают члены профильного комитета Ярославской областной Думы, общественные советы. Также контроль обеспечивали федеральные кураторы проекта, среди которых ФКУ «Упрдор «Холмогоры», ФАУ «РосдорНИИ» и Федеральное дорожное агентство.
– Активность жителей и общественников мешает или помогает заказчикам?
– Помогает, и никак иначе. Мы благодарны жителям за неравнодушие и те советы, замечания, которые они высказывают. Главное, чтобы все это было конструктивно, по существу. Подрядчики понимают, что скрыть плохую работу, смухлевать не удастся. Главный итог нашей работы – хорошие, безопасные дороги в Ярославской области. Заказчики принимают в работу критику общественников, нередки случаи, когда работы не принимались и подрядчики переделывали неудовлетворительные участки.
– Намечены ли планы работы уже на следующий год?
– Благодаря поддержке губернатора Дмитрия Миронова и Президента России Владимира Путина 2020-й станет уже четвертым годом участия региона в федеральном, а теперь уже национальном проекте дорожного строительства.
Буквально неделю назад мы провели расширенное заседание общественного совета при департаменте, чтобы обсудить наши планы. При выборе объектов для ремонта учитываются их социальная и эксплуатационная значимость, интенсивность движения, наличие автобусных и школьных маршрутов и ряд других критериев. Также мы опираемся на результаты открытого голосования жителей области на сайте губернаторского проекта «Решаем вместе!», которое прошло летом 2018 года.
Объекты, получившие наибольшую поддержку, отремонтированы первыми, остальные были проработаны на последующие периоды.
Мы составили список, который был поддержан общественниками. В 2020 году в Ярославской области в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» планируется отремонтировать 20 объектов региональной собственности протяженностью более 160 километров.
– Есть ли уже понимание по финансированию на 2020 год? Всех волнует, не уменьшится ли.
– Нет, не уменьшится. Ожидается, что общее финансирование нацпроекта в следующем году составит 3 миллиарда 376 миллионов рублей.
– Какие-то глобальные объекты сейчас реализуются?
– Мы начали капитальный ремонт Добрынинского путепровода. На финансирование дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2019 году из федерального бюджета дополнительно выделено 5 миллиардов рублей. Средства поступили в 15 регионов для проведения работ на 17 капиталоемких значимых объектах инфраструктуры. Одним из них стал путепровод в створе улицы Добрынина в Ярославле, находящийся в аварийном состоянии. На его капитальный ремонт из федерального бюджета в 2019 году выделено 250 миллионов рублей. Реализация этого проекта стала возможной благодаря поддержке президента. С соответствующим предложением к главе государства обратился губернатор Дмитрий Миронов в ходе встречи, которая прошла во время визита Владимира Путина в Ярославль в середине декабря. Сооружение было в удручающем состоянии, и то, что сейчас эта проблема решается, не может не радовать. Подрядчик на объекте – АО ГК ЕКС, насколько я знаю, у городского заказчика нареканий по производству работ и срокам их выполнения нет.
– В прошлом году в интервью нам вы пообещали, что ремонт дорог в Рыбинске продолжится – и обещание выполнили.
– Да, в этом году работы по приведению улично-дорожной сети Рыбинска в порядок были продолжены. При содействии губернатора Дмитрия Миронова из федерального бюджета на эти цели снова были выделены средства – в размере 400 миллионов рублей. Считаю, что за два года сделано много – и главное, что это видят жители.
– Евгений Анатольевич, вы работаете в регионе третий год. Вы видите изменения?
– Ключевые трассы агломерации и опорной сети области последовательно приводятся в порядок, и это – что важно – замечают в первую очередь люди. Таких объемов дорожных работ на Ярославской земле еще не бывало. Мы работаем на совесть, и я очень рад, что у нас получается выполнять поручения президента страны и губернатора Ярославской области. Мы учитываем ошибки и недочеты прошлых лет, формируем системный комплексный подход, слышим жителей, стараемся сделать свою работу еще лучше и качественнее с каждым годом. Значимость хороших дорог нельзя недооценивать.