Ярославскому художественному музею 5 декабря исполнилось 100 лет! Эта дата – из тех событий, которые не только случаются раз в истории, но и запоминаются надолго.
Коллектив ЯХМ к важной, рубежной дате готовится уже давно: в стенах Губернаторского дома проходят замечательные выставки, напрямую связанные с вековым юбилеем, устраиваются фестивали искусств. Вплоть до 15 декабря все желающие смогут еще раз прийти и полюбоваться главным подарком ярославцам от коллег из Санкт-Петербурга: экспозицией шедевров Архипа Куинджи. А «Северный край» накануне декабрьских юбилейных торжеств побеседовал с директором ЯХМ Аллой Хатюхиной о том, каким был первый музейный век и что нам ждать во втором столетии его истории.
– Алла Валерьевна, вы руководите ЯХМ с 2009 года и в этом году тоже отмечаете свой юбилей – 10 лет в художественном музее. Если говорить о наиболее важных, значимых событиях последнего десятилетия, то что можно назвать, по вашему мнению?
– Самое главное – нашей команде специалистов удалось улучшить качество всех без исключения музейных экспозиций. В обновленном виде работает постоянная экспозиция русского искусства в Губернаторском доме, древнерусского искусства в Митрополичьих палатах, полностью изменены залы для размещения выставок – свет, оформление и все, что связано с возможностями экспонирования.
В 2014 году был открыт абсолютно новый музей зарубежного искусства в составе ЯХМ. Этому событию предшествовала большая работа по проектированию и реставрации здания, переданного нам в 2011 году.
В селе Рыбницы Некрасовского района восстановлен особняк, где открыт дом-музей великого русского скульптора, нашего земляка, академика Александра Опекушина – музейный филиал, работающий сезонно – летом. Там сформирована новая экспозиция, разработана своя выставочная программа – например, минувшим летом очень удачно прошла выставка «Дивное дикое поле», организованная с помощью наших партнеров из Воронежского музея-заповедника «Дивногорье».
Так что музей активно развивается. И самое важное сегодня, на мой взгляд, – определение его позиции в современном мире как интересного, модного, привлекательного места, пространства для самых разных людей любого возраста.
– Открытый несколько лет назад Культурно-выставочный центр Русского музея в ЯХМ – событие, подтверждающее актуальность, притягательность музея?
– Да, это одно из наших достижений. Тысячи посетителей, множество экскурсий, в том числе бесплатных, по нашим выставкам произведений знаменитых художников из богатейшей коллекции ГРМ – тому подтверждение.
В Культурно-выставочном центре Русского музея есть своя программа выставок, встреч, мероприятий – все это востребовано, актуально. И опытные наши, и молодые его сотрудники очень увлечены общим делом, они не только фонтанируют новыми идеями, инициируют собственные проекты, например, проект «Школьный автобус», эксперименты со светом и цветом, занятия с детьми, лекции и семинары для взрослых, но и очень качественно воплощают их в жизнь.
– У вас есть понятие «высокого» и «низкого» туристического сезона?
– Сейчас мы их совсем не наблюдаем! Если раньше в музее было что-то похожее на сезонное затишье, когда можно было больше времени уделить вдумчивой подготовке новых проектов, то сейчас летний туристический сезон плавно переходит в школьный, потом наступают предпраздничные и праздничные дни… В итоге наш коллектив постоянно работает «с опережением времени» на полтора-два месяца, чтобы качественно готовить новые экспозиции, интересные, актуальные для наших гостей.
– Сегодня ЯХМ – это место действительно высокого музейного сервиса, где не просто интересно, но и очень приятно, комфортно находиться.
– Да, и мы считаем, что это очень важно! И в Губернаторском саду, и в нашем основном здании, и в филиалах – везде посетителям должно быть удобно и комфортно, начиная от встречи в гардеробе и заканчивая приобретением стильных и полезных сувениров, возможностью сделать фото рядом с понравившейся картиной или скульптурой. Никаких отрицательных эмоций, которые могут испортить впечатление от интересной выставки, экскурсии, быть не должно – только положительные!
– Алла Валерьевна, в преддверии юбилея принято вспоминать историю жизни начиная с рождения. Если говорить об истории ЯХМ, то что, на ваш взгляд, было самым важным в первые полвека с момента создания Ярославского художественного музея?
– Сама идея создать художественный музей в Ярославле оказалась очень важной и значимой – она, появившись в недрах Ярославского художественного общества в 1912 году, не умерла вместе с войной и революцией, которая меняла вообще все, а сохранилась и была продолжена, воплощена в жизнь.
В 1919 году Ярославль после мятежа был практически разрушен, в стране шла Гражданская война… Удивительно, но именно в эти дни, в этих тяжелейших условиях музей все-таки был создан! И нам очень повезло, что в городе существовали люди, которые видели свою миссию именно в создании собственного художественного музея, который должен был поднимать культурный уровень горожан, воспитывать вкус, и уровень самих художников, которые росли и совершенствовали свое мастерство в Ярославле. И первый директор музея Бубенчиков, и второй, Малыгин, очень трепетно и ответственно подходили к формированию коллекции, писали, просили, ездили в Москву и Питер, отбирали и сохраняли личные коллекции из брошенных и реквизированных в те годы аристократических усадеб и домов. В первые полвека музей работал, выполняя свою главную функцию – образовывал людей, давал им пищу для ума и души. В эти годы музей твердо занял свое место в культурной жизни Ярославля.
– Великая Отечественная война не прервала работу музея?
– Нет, он оставался на своем месте в Ярославле, не закрывался ни на день. Трудные времена настали в 50-е годы, когда ЯХМ вошел в состав единого Ростово-Ярославского музея-заповедника. Коллекции нескольких самостоятельных музеев были объединены, и так продолжалось вплоть до 1969 года, когда нас снова «разукрупнили». В те «объединенные» времена было сложно осуществлять самостоятельную выставочную политику, поскольку комитеты – выставкомы были очень жесткие, а коллекция пополнялась в основном за счет организованных закупок картин ярославских художников, создаваемых по предварительному заказу к различным юбилеям советской власти. Да и основные экспозиционные темы касались истории России и СССР. И когда в 1969 году мы снова обрели самостоятельность, то многие наши экспонаты, включенные в то время в экспозиции музея-заповедника, так и остались там – и мебель, и произведения искусства, и многое другое.
– Когда музей вновь стал самим собой, то есть самостоятельным Ярославским художественным музеем, тенденция «вперед, к победе коммунизма» перестала довлеть над формированием коллекции, политикой устройства постоянных и временных экспозиций?
– Она, скорее, отошла с первого плана. Тогда перед музеем стояли сложнейшие задачи, в том числе по созданию отдела древнерусского искусства, реставрации уникальных икон ярославской школы. Именно в то время в музей пришли молодые специалисты – искусствоведы, реставраторы – увлеченные, хорошо образованные, которые стали настоящей семьей, коллективом, объединенным общей идеей. Это Любовь Юрова, Ирина Кулешова, Ирина Болотцева, Виктория Горшкова, Нина Голенкевич, Светлана Бондарь, Татьяна Кравчук, Надежда Петрова и другие замечательные специалисты, многие из которых работают в музее по сей день.
В те годы в процессе реставрации было сделано немало серьезных открытий, была сохранена сама школа ярославской иконы с ее лучшими образцами – наши реставраторы к настоящему времени раскрыли около тысячи икон. Была, как мы все знаем, сохранена Толгская икона Богоматери, которая сейчас находится в Толгском монастыре, но ответственность за ее физическое состояние продолжают нести специалисты ЯХМ. То, чем располагает сейчас наш отдел древнерусского искусства, те иконы, которые с большим успехом выставляются в России, в Европе и Америке, – заслуга наших профессионалов-энтузиастов.
Большую роль в судьбе нашей современной коллекции, в том, что музей имеет сегодня, сыграл известный русский реставратор Савва Ямщиков, большой друг ЯХМ. Очень велика его заслуга в сохранении и популяризации ярославского купеческого портрета, ставшего частью нашей постоянной экспозиции. Его бесценный подарок музею – портрет дочери российского императора Александры Павловны кисти Левицкого.
– А как пополнялась коллекция современного искусства?
– Были очень хорошие связи с московским, ленинградским союзами художников, устраивались большие совместные выставки, где наши специалисты могли отбирать и приобретать картины, скульптуры в коллекцию ЯХМ. Многие вещи покупались прямо из мастерских художников. Отбор осуществлял ученый совет. Например, наша гордость – богатая коллекция произведений художников так называемого сурового стиля, который был не очень-то популярен в официальных кругах, но наши специалисты уже тогда увидели, оценили и убедили приобрести именно эти, столь ценимые сегодня во всем мире картины. Впоследствии приобретением музея огромной важности стала ценная коллекция дореволюционных произведений искусства знаменитого питерского коллекционера Ашика.
– В «лихие девяностые» Ярославский художественный музей больше приобретал или терял?
– Тогда было сложное в материальном плане, но интересное с точки зрения творчества, новых идей и явлений время. В музее работали театр «Странник», галерея «Аллея», проводились фестивали современного искусства, устраивались художественные перформансы… Очень продуктивной стала сама идея Губернаторского дома как места важных государственных встреч, приемов, награждений государственными наградами. И уже в конце девяностых началось приведение в порядок и возрождение Губернаторского сада как места скульптурных экспозиций, неспешных прогулок, пленэров, проведения концертов.
– Алла Валерьевна, спасибо за исторический экскурс! Если говорить о планах к юбилею и на следующее столетие, то что уже сейчас можно назвать?
– Можно так сказать: если первые 50 лет главной задачей музея был сам факт его существования, то вторые полвека – утверждение, позиция музея в контексте большой страны. Сейчас вышел второй том свидетельств и документов, описывающий историю ЯХМ как раз в этот период, под редакцией завкафедрой музеологии РГГУ Аннэты Сундиевой – очень масштабная, серьезная работа, настоящая музейная летопись. А сейчас перед нами стоит задача определить и утвердить положение ЯХМ на культурной карте всего мира. То есть планы действительно глобальные. Уже сейчас ЯХМ участвует в крупнейших совместных выставках русского искусства за рубежом, в этом году в словенской Любляне с успехом прошла практически персональная выставка древнерусского искусства из коллекции ЯХМ.
– Замечательно! Но можно ли их конкретизировать, эти планы?
– Уже в 2020 году мы планируем несколько больших серьезных выставок, в том числе открытие после ремонта филиала нашего музея в левобережном Тутаеве. Обновленная экспозиция филиала «Дом на Новинской» будет посвящена истории банковского дела. Можем обрадовать и поклонников творчества великого русского художника Валентина Серова: в Культурно-выставочном центре Русского музея в ЯХМ планируется выставка его картин. Также в следующем году мы ждем в гости Государственный исторический музей с выставкой «Самураи» в нашем музее зарубежного искусства, посвященной искусству Японии. Но пока, конечно, не стану озвучивать все планы – следите за афишей музея!
– Юбилейные торжества – какие они?
– Утром 5 декабря мы открыли выставку «Обретение» (6+) – там представлены отреставрированные иконы, найденные нашими специалистами в семидесятых годах прошлого века на чердаке Митрополичьих палат, когда ЯХМ передали это здание. Это такая большая история и Ярославского художественного музея, и подвига советских людей, рискнувших не уничтожить иконы после закрытия храмов советской властью, как предписывалось, а сохранить их, несмотря на угрозу ареста и репрессий за такую «самодеятельность». А вечером в КЗЦ «Миллениум» состоялся джазовый концерт ансамбля Игоря Бутмана. Мы сознательно выбрали именно джаз как символ нашего юбилея, музыку нашего ритма, поскольку время рождения Ярославского художественного музея – время творческих экспериментов, в том числе мирового расцвета джаза.
Также 5 декабря открылся новый сайт музея с новым дизайном и техническими возможностями, современными сервисами.
– Примите и наши самые искренние поздравления – от лица читателей «Северного края»!
– Благодарю! И среди читателей «Северного края», и среди гостей ЯХМ немало людей самого разного возраста, но я еще раз хочу подчеркнуть, насколько важна для нас сегодня молодежная аудитория, дети, подростки, юноши и девушки. Это так радостно, когда слышишь, как обращаются ребята возраста начальной школы к своей учительнице, выходя с наших выставок: «А когда мы еще придем в художественный музей?». Поэтому в следующем столетии мы будем стараться делать все, чтобы это желание – опять побывать в нашем музее, приходить сюда вновь и вновь – сохранялось у всех, кто хотя бы однажды посетил ЯХМ.