А вы знаете, чем эмоциональное выгорание отличается от стресса? – начала с вопроса к аудитории свой семинар, который проходил в БИЦ «Радуга» города Рыбинска в рамках проекта «ЯрГражданин», психолог Анна Федченко.
И сразу привела пример. Ученые поместили одну лягушку в кипяток, и она сразу начала выбираться из него, а другую – в воду, которую нагревали постепенно, и она даже не попыталась спастись и погибла. Так вот в первом случае у лягушки был стресс, а во втором – эмоциональное выгорание – ее организм адаптировался к медленно меняющимся условиям жизни и даже не стал сопротивляться, когда его ресурсы оказались на нуле.
Так и в жизни. Человек крутится как белка в колесе, не замечая, что теряет силы. После выходных «выгоревший» остается таким же уставшим и вялым, как будто и не отдыхал. Причина банальна – если люди постоянно находятся в состоянии напряжения, постоянно чувствуют, что к ним предъявляются какие-то требования, всегда озабочены чем-то, испытывают страх, постоянно бдительны в отношении чего-то, чего-то ожидают, это приводит к перенапряжению нервной системы, напрягаются мышцы, возникают боли. В результате организм начинает сбоить, проявляются серьезные психосоматические заболевания – мигрень, гастрит, гипертония, онкология. Вследствие сильного перенапряжения у человека постепенно угасает интерес ко всему. Его не радует работа, которая раньше нравилась, ничто не приносит удовольствия, коллеги и все окружающие люди раздражают. В голове человека звучат одни и те же слова: «надоело», «больше не могу», «никакого разнообразия». Заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает усталость. Где же выход?
На этот раз на встречу собрались педагоги и воспитатели, которым приходится постоянно быть «на линии огня». Что говорить, детям сейчас палец в рот не клади, педагогу непросто сохранять свой авторитет, растет учебная нагрузка, да и родители, бывает, порой еще более усугубляют ситуацию, отнюдь не способствуя воспитательному процессу. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, педагоги буквально «сгорают» на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые «тлеют» и со временем постепенно превращаются в «пламя». Как же им сохранить себя, не выгореть раньше срока? Ведь формально работать при такой профессии не получится – дети требуют постоянного внимания, нужно выкладываться по максимуму. У нас в стране ходить к психологам и психотерапевтам не принято, между тем в странах Евросоюза и США до 60% работников системы образования ежегодно обращаются к специалистам с проблемами, связанными с профессиональным выгоранием.
Главное, как говорит Анна Федченко, успеть вовремя остановиться, предупредить развитие выгорания, потому что если этого не заметить, то тогда уже своими силами справиться будет невозможно, потребуется вмешательство медиков. И здесь есть свои рекомендации. Во-первых, правило 8/8/8 – по 8 часов сна, работы и отдыха. Его нужно четко соблюдать, чтобы сохранить свое психоэмоциональное состояние. И здесь речь идет не об отдыхе лежа на условном диване, а о смене деятельности, хобби, увлечениях. Нужно менять умственную нагрузку на физическую (заняться спортом, поработать на даче) и наоборот.
Во-вторых, в наш век скоростей нужно учиться замедляться. 15 минут в день перед сном медитации, теплый душ или ванна способны творить чудеса. А еще можно послушать музыку. Например, при переутомлении и нервном истощении рекомендуется «Утро» Грига, «Полонез» Огинского, при угнетенном меланхолическом настроении – ода «К радости» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта,
при выраженной раздражимости, гневе – «Сентиментальный вальс» Чайковского, при снижении внимания – «Времена года» Чайковского, «Грезы» Шумана, расслабляющее действие оказывает «Лебедь» Сен-Санса, «Баркарола» Чайковского, а наоборот, тонизирующее – «Чардаш» Кальмана, «Кумпарсита» Родригеса, «Шербурские зонтики» Леграна.
Один из действенных способов предотвратить выгорание – отставлять рабочие проблемы на работе. Выходя за дверь, можно даже символически вытереть ноги, чтобы не тащить за собой груз негатива домой.
Нужно учиться и менять подход к проблемной ситуации. Можно реагировать на плохое поведение ребенка через себя, через эмоции, думая: «Он издевается надо мной!», а можно с позиции профессионала – анализируя, что стало причиной конфликтной ситуации, как на нее реагировать, используя педагогические приемы. Желание все сделать безукоризненно и недостаток времени несовместимы. Это приводит не только к эмоциональной, но и физической перегрузке и, как правило, к появлению психосоматических заболеваний.
А еще психолог утверждает, что благоприятный климат в коллективе является профилактикой эмоционального выгорания сотрудников. И не важно, в какой сфере вы работаете.
Если эмоциональное выгорание произошло – это серьезный знак: что-то в жизни не так. Главное, это вовремя заметить и принять меры.