Вопросы расширения объема госзакупок и закупок крупнейших заказчиков у субъектов малого и среднего бизнеса обсуждались в рамках заседания регионального Координационного совета по МСП.
В мероприятии приняли участие заместитель председателя Правительства Ярославской области Максим Авдеев, представители АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», АО «МСП Банк», ООО «РТС-тендер» и ОАО «РЖД», сотрудники региональных органов власти, члены координационного совета, бизнесмены.
– Говоря о поддержке предпринимательства, прежде всего мы имеем в виду создание в регионе благоприятного делового климата, – отметил Максим Авдеев. – В рамках этой работы мы решаем ряд задач, в том числе и расширения доступа малого и среднего бизнеса к государственным закупкам и закупкам крупнейших заказчиков федерального и регионального уровней. Это позволит предпринимателям расширять объемы сбыта и производства, повышать свой технологический уровень, а следовательно, развиваться.
Максим Авдеев подчеркнул: в соответствии с законодательством доля закупок крупных корпоративных заказчиков у малых и средних предприятий должна составлять не менее 18 процентов от совокупного годового объема. В том числе не менее 10 процентов – по результатам прямых закупок. А с 1 января 2018 года квота по прямым закупкам увеличится до 15 процентов.
Сегодня в России насчитывается 419 крупнейших заказчиков, чью закупочную деятельность мониторит АО «Федеральная корпорация развития малого и среднего предпринимательства». В Ярославской области таких предприятий пять: ОАО «Ярославльводоканал», АО «Яргорэлектротранс», АО «Ярославские энергетические системы», АО «ПАТП-1 г. Ярославля» и ОАО «Яргортеплоэнерго».
По данным АО «Корпорация МСП», в России объем закупок крупнейших компаний с госучастием у субъектов МСП с начала 2017 года составил 1,648 триллиона рублей и вырос на 18,5 процента по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Ожидается, что по итогам года этот показатель составит 2 триллиона рублей. По объему закупок у малого и среднего бизнеса Ярославская область занимает 7-е место в ЦФО – сегодня это 7,5 миллиарда рублей. Для сравнения: в Костромской области – немногим более миллиарда.
– Сегодня мы наблюдаем две положительные тенденции: повышаются открытость информации о закупках и готовность крупнейших заказчиков взаимодействовать с малым и средним бизнесом, – сказала руководитель дирекции информационного и методического содействия организации закупок у субъектов МСП АО «Корпорация МСП» Наталья Власова. – Еще одна тенденция – заказчики стали больше доверять малому и среднему бизнесу в части исполнения договоров. Также, по итогам проведенного АО «Корпорация МСП» мониторинга за 2016 и 2017 годы, снижается цена на контракты, что экономит финансы заказчика. Малые и средние компании, в свою очередь, стали больше доверять заказчикам.
Расширение доступа к закупкам крупнейших компаний требует и упрощения процедуры участия. Так, например, ОАО «РЖД» сократило перечень документов на 40 процентов, меньше стал и перечень должностных лиц, имеющих право заключать договоры с единым поставщиком. При этом после подведения итогов конкурса договор заключается через 10 дней, чтобы у участников закупки было время подать апелляцию на результаты торгов.
Активную поддержку бизнесу в вопросах сотрудничества с крупными заказчиками оказывает Правительство региона. Сегодня департамент госзаказа совместно с департаментом инвестиций и промышленности разрабатывает систему адресного оповещения предпринимателей о закупках, опубликованных в государственной информационной системе «Государственные закупки Ярославской области». Как пояснил директор департамента государственного заказа Андрей Афонин, ввод сервиса в эксплуатацию планируется с января-февраля 2018 года.
– Правительство региона ведет системную работу по выстраиванию взаимодействия производственных предприятий и крупных заказчиков, – подвел итоги заседания председатель Координационного совета по малому и среднему предпринимательству Александр Кучменко. – Одновременно на уровне области разрабатываются конкретные меры поддержки, что позволяет создавать устойчивые кооперационные связи между предприятиями. Это ведет к увеличению налоговых поступлений, реализации политики импортозамещения и увеличению ВРП.