Ярославский педагог раскрыла секреты, как подготовить стобалльника по ЕГЭ

21.04.2019 4:52 0

Ярославский педагог раскрыла секреты, как подготовить стобалльника по ЕГЭ

Учитель русского языка и литературы Елена Григорьева может часами рассказывать о своих выпускниках. Послушаешь ее, все они – звезды: умные, талантливые, сами себя сделавшие. Но именно успешная сдача итогового экзамена открыла им дорогу к блестящей карьере и исполнению мечты. Например, Вероника, как и планировала, учится в московском Первом меде, получая знания и навыки непосредственно у Лео Бокерии и других светил отечественной медицины. А речистый Алексей зажигает слушателей на мероприятиях не только в Санкт-Петербургском гуманитарном университете, но и на других площадках. Недавно вот прислал свое фото с Алексеем Кудриным. В общем, уже сейчас летает на такой высоте, что ого-го!

Дебат-шоу на острую тему

В прошлом году ученики Елены Григорьевой получили на ЕГЭ сразу четыре 100-балльных результата. Причем Никита Молотилов достиг потолка сразу по двум предметам – русскому языку и математике. Психологи часто делят людей на физиков и лириков: то есть технарей, у которых доминирует отвечающее за логику и аналитику левое полушарие мозга, и правополушарных гуманитариев с их любовью к поэзии, искусству. У Никиты любовь к точным наукам не перевешивала страсти к чтению и осмыслению прочитанного.

– Уезжая в федеральный образовательный центр для одаренных детей «Сириус», он всегда спрашивал меня: какие литературные произведения класс успеет пройти во время его отсутствия? Брал список и возвращался полностью подготовленным. Чувствовалось, что романы «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Тихий Дон» Шолохова, «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова и другие он прочел от корки до корки. Его сочинения порой зачитывались вслух: настолько яркие и необычные аргументы он приводил в защиту своих тезисов, – говорит Елена Григорьева.

Часто приходится слышать, что современные дети не любят читать, ходить в театры. Но в классе Елены Вячеславовны это считалось модным. Проблемы, поднятые великими писателями и драматургами и актуальные до сих пор, обсуждались на дебат-шоу.

– Летели пух и перья. Иногда атмосфера настолько накалялась, что я опасалась, как бы дело не дошло до рукопашной, – шутит педагог. – Ученики из других классов даже упрашивали допустить их на действо в качестве зрителей.

Умелым оратором на таких дискуссионных битвах показала себя Таня Шашерина, получившая на выпускном экзамене по русскому языку 100 баллов. Сейчас девушка учится на филологическом факультете МГУ. Ей, как и ее одноклассникам, очень пригодился опыт публичных выступлений, почерпнутый в школе.

– Я за то, чтобы на уроках русского языка чаще звучала устная русская речь. Убеждаю ребят: прежде чем заглянуть в ваш диплом, потенциальный работодатель задаст вам некоторые вопросы, и ваше умение говорить красиво и грамотно наверняка расположит его, – замечает учитель.

Маленькие подвиги

Гарри Ивонин вместе со своим другом Алексеем Скориком, вооружившись литературными, художественными и историческими справочниками, по собственной инициативе отправились в Москву и Санкт-Петербург, чтобы своими глазами увидеть архитектурные памятники, исторические места, произведения искусства, о которых они узнали на уроках. Увидеть, сфотографировать, записать на видео и приобщиться к историческому наследию российского народа вот так – зрительно, тактильно, эмоционально. Елена Вячеславовна очень гордится «маленькими подвигами» своих учеников – так называет она их победы над собой и над рутинным подходом к любому делу.

Их – и их родителей. Зачастую успехи выпускника – результат совместной работы семьи и школы. Например, одного мальчика в пятом классе иначе как неуспевающим не называли. Не давалась ему наука – и все тут. Маме, которая до позднего вечера засиживалась на работе, пришлось делать выбор – что ей важнее: деньги или ребенок. Она все решила правильно: отказалась от переработок, начала больше времени посвящать сыну, помогая ему делать домашние задания и реализовывать проекты, которые вдруг посыпались как из рога изобилия. И он раскрылся и сначала стал звездой школы, а потом и одного из ведущих вузов страны, где сейчас учится.

МГУ, МГИМО, Национальный университет «Высшая школа экономики», другие вузы обеих российских столиц и Ярославля – таким рейтингом поступлений любая школа может гордиться.

– Елена Вячеславовна живет школой, своим классом, она великолепный учитель и влюбленный в свою профессию человек. И детей ей удается влюбить в свой предмет, потому что она очень эмоциональна, а ученики чувствуют искренность, – говорит директор средней школы №37 Екатерина Евстратова.

300 заданий в каникулы

Каждый урок она начинает с отработки навыков устной и письменной речи. Орфоэпическая минутка (тренировка правильного произношения, постановки ударения), орфографический диктант, выделение ключевых слов, несущих смысловую нагрузку, мини-сочинение. Тексты она дает всегда сложные, руководствуясь заветом Суворова: тяжело в учении – легко в бою (то есть на ЕГЭ).

Считает: пусть лучше слабые ученики подтягиваются и прилагают все силы, чтобы соответствовать среде, чем сильные – скучают. Главное правило: на уроке должно быть интересно всем. В то же время контрольно-измерительные материалы этого года многих разочаровали.

– Даже разработчики КИМов признают: после исключения из заданий требования о подкреплении позиции пишущего аргументами из литературных произведений сочинение приобрело черты «ремесленничества». Апеллирование к классикам и творческий подход баллов, к сожалению, теперь не добавляют. Нужно продемонстрировать знания, и только. В то же время написать развернутый комментарий к впервые увиденному тексту (за что можно получить до 5 баллов) весьма непросто. Я советую ученикам ассоциировать себя с автором или героем, от имени которого ведется повествование, и филигранно отрабатывать процесс перехода от проблемы к выводам, – делится профессиональными секретами Елена Вячеславовна.

Преуспела в этом стобалльница Виктория Кузнецова, которая сейчас учится в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина. А Вероника Медведева самую малость недотянула, получив 98 баллов. О том, какую силу воли нужно иметь, чтобы подняться до таких высот, говорит тот факт, что в последние месяцы перед ЕГЭ девушка еженедельно писала по два тренировочных сочинения. А еще одна упорная выпускница, допускавшая досадные ошибки в задании, разозлилась на себя и в каникулы выполнила 300 подобных упражнений. Результатом на экзамене она осталась довольна.

ЕГЭ – что изменится? Советы стобалльников

Много тренироваться

– Для успешной сдачи ЕГЭ нужно набить руку в решении различных вариантов итогового экзамена – просто штудировать учебники недостаточно, – уверена выпускница школы №33 Ярославля Дарья Смирнова. – Готовиться с репетитором, на специальных курсах или самостоятельно – каждый решает для себя сам. У меня не было репетиторов ни по одному предмету, но еженедельные элективы – необязательные занятия – в школе я старалась не пропускать.

Использовать разницу в часовых поясах

Не помешает воспользоваться разницей в часовых поясах и посмотреть, какие задания решали школьники на восточных рубежах нашей страны, где день наступает – и экзамен проходит – на несколько часов раньше. Такое «путешествие во времени» позволяет оценить уровень сложности предстоящего испытания и определить его основные тренды.

Важна разведка боем

Свои лайфхаки – у выпускника школы №49 Романа Меняльщикова, который в прошлом году сдал ЕГЭ по географии на 100 баллов и поступил на географический факультет МГУ.

– Пишите пробники – это позволяет четче понять критерии оценивания и спрогнозировать разбалловку, – настаивает Роман.

Включать зрительную память

А студентка первого курса факультета международных отношений университета МГИМО Ирина Киселева, окончившая в прошлом году школу №36 и получившая 100 баллов за ЕГЭ по истории, подсказала хороший способ запоминания материала: его нужно максимально визуализировать. Контурные карты, художественные альбомы, посещение картинных галерей, музеев, осмотр достопримечательностей в ходе путешествий – все это прекрасно иллюстрирует текст учебника. Иногда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И еще она советует делать чуть больше, чем просят. Скажем, в задании требуется привести два аргумента в пользу какого-то мнения, а вы приведите три – этим продемонстрируете свою эрудицию и глубокое знание предмета.

Участвовать в олимпиадах по предметам

– Участие в олимпиадах дает огромные преимущества при поступлении. Я, например, стала призером Всероссийской олимпиады школьников и получила право на зачисление в любой вуз без вступительных испытаний, – говорит Ирина. – Олимпиады ведущих вузов: «Покори Воробьевы горы» и «Ломоносов» (МГУ), «Высшая проба» (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики) и другие дают существенные льготы при поступлении. На региональном уровне тоже проводятся состязания среди школьников на качество и полноту знаний. Победителям и призерам в качестве бонуса добавляют баллы при поступлении. Не пренебрегайте такой возможностью.

Не зацикливаться на эссе

Выбравшим экзамен по истории Ирина Киселева рекомендует не только заучить имена, названия, цифры и даты: в голове должна сложиться целостная картина исторического процесса. Нужно понимать логику причинно-следственных связей, как одно событие влияет на другое. Не зацикливайтесь на эссе: на черновике можно в тезисах изложить основные свои аргументы.

Оставить время на проверку

Выпускница школы №37 прошлого года Татьяна Шашерина сдала ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов и поступила на филологический факультет МГУ. Она призналась, что едва не пропустила досадную ошибку, и только проверка «чистовика» позволила ей не потерять баллы.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

«Локо» выиграл восьмой матч подряд Дмитрий Миронов: в Ярославле открыли первую в регионе модельную библиотеку Новогодний Ярославль с высоты птичьего полета снял местный житель – видео Ярославская область принимает участие в международной туристической выставке «Отдых» В Ярославле открыли штаб казачьего общества

Последние новости