Известный ярославский художник Игорь Сакуров продолжает радовать своих многочисленных поклонников новыми работами и проектами. В частности – сотрудничеством с телеканалом «Первый Ярославский». С рассказа о нем мы и начали наш разговор об итогах года уходящего и планах на будущий.
Телегерои: портрет
– Игорь Анатольевич, чем вас как книжного иллюстратора, художника‑портретиста и пейзажиста заинтересовали совместные проекты с нашим «Первым Ярославским» телеканалом?
– В прошлом году Иван Уваров, ведущий программы «Женщина в профиль», пригласил меня именно как художника – с задачей рисовать в процессе беседы с героиней каждой программы ее портрет. Обычно за время съемки получалось несколько карандашных рисунков, в том числе портреты других участников передачи – ведущего, операторов. И я могу сказать, что получил очень занятные впечатления!
– Какие же?
– В первую очередь – как бы серьезно ни держались во время съемок приглашенные дамы, получив рисунки, они все улыбались! Конечно, это было приятно. Даже очень строгая на первый взгляд певица Диана Арбенина улыбнулась, разглядев на рисунке подсмотренный мной вихор, и пригласила на свой концерт. Впрочем, атмосфера на съемках царила очень доброжелательная, Иван Уваров умеет раскрыть, разговорить любого собеседника.
– Возникало ли у вас желание после первого знакомства с героинями программы «Женщина в профиль» написать живописные портреты?
– Да, желание было, но оно пока не получило продолжения. Например, хотелось бы поработать с Анастасией Светловой, актрисой Волковского театра.
– Игорь Анатольевич, сейчас на ваших рисунках на рабочем столе очень знакомые лица – это и есть проект «Лица «Первого Ярославского»?
– Именно. Вместе с дизайнером Максимом Рудановым мы сделали календарь на будущий 2018 год, где ведущие «Первого Ярославского» – молодые, чистые, непосредственные, как я убедился в личном общении, – представляют все 12 месяцев. С Максом мы сотрудничаем давно и плодотворно, я доверяю его вкусу и мастерству. Причем каждый из наших телегероев изображен на фоне какой‑либо ярославской достопримечательности – думаю, так календарь получился более интересным.
– И кому какой месяц достался по воле художника?
– Год начинает Юрий Кораблев – январь, за ним следуют февральская Светлана Доброхотова и мартовская Ксения Рулева. Апрельскую страницу украшают супруги Соболевы, Юрий и Дарья. Май – Александра Панкратова, июнь – Артем Петрожицкий, июль – Ксения Власова, август – Ольга Преснухина. Осень придет вместе с сентябрьским Владимиром Летуновским, октябрьским Георгием Колчиным и ноябрьской Юлией Михайлычевой. Завершает год декабрь с Любовью Цветковой, а главный редактор «Первого Ярославского» Екатерина Капустян как руководитель знаменует собой будущее – весь 2019 год.
Он знает, чем закончилась «фандориана»
– Да, главному редактору положено смотреть в будущее! Давайте и мы поговорим о планах, но сначала хотелось бы узнать, чем запомнился вам год уходящий, что удалось сделать за прошедшие 12 месяцев?
– Основные итоги – это завершение работы над пятью книгами, в том числе над долгожданным для множества поклонников творчества Бориса Акунина последним романом о сыщике Эрасте Петровиче Фандорине.
– Последний детектив, где распутываются все нити и разгадываются все загадки?
– Роман выйдет в свет 8 февраля, и до тех пор я не имею права даже намекнуть, о чем он. Единственное, что могу сказать, – книга мне понравилась, читать было увлекательно, как и другие детективы «фандорианы». Кроме того, в 2017 году был проиллюстрирован «Статский советник» из той же серии, где нигилистка Эсфирь Литвинова, полюбившая красивого и мужественного чиновника особых поручений при московском генерал‑губернаторе, получилась внешне очень похожей на участницу группы «Пусси Райт» Надежду Толоконникову. В конце мая вышла в свет «Седьмица Трехглазого» – художественная часть четвертого тома «Истории государства Российского» Бориса Акунина, посвященная семнадцатому веку, а осенью – пятый том документальной «Истории», где рассказывается о петровской эпохе. Пятая книга тоже историческая: делал иллюстрации к воспоминаниям известного политика ельцинской эпохи Эдуарда Росселя «Публично о личном».
– Кроме книжной графики, вы писали картины?
– Да, в любимых жанрах портрета и пейзажа. А также выставлял готовые работы на всеобщее обозрение, как это принято у художников. Сейчас, например, проходит моя персональная выставка в Московской торгово‑промышленной палате, недавно завершилась экспозиция в КЗЦ «Миллениум», приуроченная к показу спектакля РАМТа «Эраст Фандорин». В областном Союзе художников 14 декабря открылась выставка, где есть и мои работы. В магазине «Алмаз» на улице Кирова на втором этаже работает постоянная экспозиция, там выставлены как живописные портреты и пейзажи, так и оригинальные графические иллюстрации, в том числе к «фандориане», которые при желании можно приобрести. И свои настенные календари тоже продолжаю делать: если 2017й был посвящен изображениям русской провинции в живописи, то 2018й будет портретным.
Путешественники из прошлого
– Портреты и пейзажи продолжатся в 2018 году?
– Если говорить о портретах, то, как и прежде, мне в основном интересны мои современники – деятели литературы и искусства, в том числе мои друзья и хорошие знакомые – ярославские коллекционеры‑антиквары, библиофилы. Уже написаны портреты Сергея Волнухина и Павла Свечина, в ближайших планах – портрет нашего знаменитого Юры‑книжника, Юрия Швецова, владельца «Книжной лавки». Пейзажи обязательно будут, они всегда становятся следствием впечатлений о путешествиях, в которые мы с женой Олей отправляемся, как правило, достаточно спонтанно. Например, на областной выставке есть несколько картин, посвященных греческому Родосу.
– Будут новые книги, новые выставки?
– Надеюсь завершить работу над книгой нашего земляка, историка Ярослава Смирнова, посвященной воспоминаниям иностранца Иосифа Модрича, посетившего во второй половине 19 века Ярославль и Ростов Великий. Получился по‑настоящему живой, увлекательный рассказ, который очень интересно иллюстрировать. Также продолжу сотрудничество с Борисом Акуниным, зимой начну придумывать картинки к художественной части пятого тома «Истории государства Российского».
Что касается выставок, то у нас начинается «год Японии», поэтому в московском Государственном музее Востока в июле представлю свою графику и некоторые вещицы, артефакты, посвященные этой стране, на большой японской выставке. Кроме того, в августе планируется персональная выставка в нашем областном Союзе художников. Интересны и проекты, так сказать, в смежных отраслях: например, куклы «фандоринской серии», которые горит желанием создать замечательный мастер Сергей Яргин, или посуда серии «Фарфоровый Фандорин», которую выпускает Императорский фарфоровый завод.
– Игорь Анатольевич, будущий год – юбилейный для вас. В чем главные преимущества этого возраста – 55 лет?
– Самое приятное в моем возрасте – возможность быть самим собой, когда уже нет необходимости кому‑то подражать. Сейчас я ненамного старше молодежи и ненамного младше пожилых людей, поэтому со всеми можно быть практически на равных. Это хорошее время жизни, когда ты еще полон сил, когда твои близкие принимают тебя именно таким, какой ты есть.
– Что ж, большое спасибо вам за искренность – и, конечно, удачи в наступающем 2018 году!
– Благодарю за добрые пожелания!