На прошлой неделе на игровой площадке ярославского детского сада произошел инцидент, который вызвал мощную волну обсуждения по всей стране. Живущий напротив учреждения мужчина на видео снял момент, как несколько малышей 4 – 5 лет пинали девочку, которая лежала на земле и даже не могла встать на ноги.
Фокус гнева сограждан шел сразу в нескольких направлениях: дети-агрессоры и их родители, воспитательница, вовремя не отреагировавшая на происходящее, оператор, снимавший видео из окна соседнего дома, даже не попытавшийся вмешаться в эту жестокую игру. Эмоции до сих пор льются сплошным потоком, но мы решили взглянуть на ситуацию в перспективе, задав специалистам извечные русские вопросы: кто виноват и что делать?
Проверку инцидента начали следственные органы, прокуратура и уполномоченный по правам ребенка в регионе. Взял под личный контроль расследование уголовного дела, возбужденного по статье 238 УК РФ «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности», и глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин.
Департамент образования мэрии города Ярославля оперативно отреагировал на ситуацию и опубликовал официальное сообщение: «В связи с видеоинформацией в социальных сетях департамент образования мэрии города Ярославля проводит проверку в отношении действий руководителя и воспитателя детского сада… Физическое состояние ребенка оценивается врачами травмпункта. Психологическое состояние ребенка пока стабильное. Для его детальной оценки будут привлечены специалисты Городского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Для работы с другими участниками происшествия будет проведен педагогический совет и родительское собрание с участием представителей департамента образования и Городского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Родителям ребенка администрацией и сотрудниками детского сада принесены извинения. Проверка продлится до 6 ноября. О ее окончательных результатах будет сообщено публично».
Казалось бы, все необходимые действия со стороны мэрии предприняты – будем ждать официальных результатов. Тем более что телесных повреждений у пострадавшей девочки в итоге не зафиксировано, подозрения на травму позвоночника, к счастью, не подтвердились. Но что говорят по этому поводу психологи и педагоги?
Анна Федченко, психолог, ведущая передачи «Наши дети» телеканала «Первый Ярославский»:
– Дети до 14 лет не могут осознавать характер и последствия совершаемых ими действий в полной мере, что, однако, не умаляет их жестокости. Чтобы дети так обижали другого ребенка – это именно тенденция современности, следствие фильмов и общей агрессии. А еще результат родительского стремления защитить свое чадо в любой ситуации, даже если оно неправо. Особенно возмущает поведение взрослого, снимающего это безобразие. Мог прекратить, прикрикнуть на детей, позвать воспитателя – но нет! Ему «хайп» дороже какого-то ребенка.
Считаю, что родители должны строго наказать детей за такое поведение. Поговорить с ними, лишить каких-то впредь данных обещаний. Нужно извиниться перед родителями девочки родителям детей-обидчиков. Можно, чтобы дети-обидчики подарили ей свои любимые игрушки. Скорее всего, этого ребенка давно обижали, и взрослые просто не вмешивались.
Юлия Рассол, председатель Совета приемных родителей Ярославской области, член региональной Общественной палаты:
– В данной ситуации помощь требуется и детям, и их родителям – участникам обеих сторон конфликта. По нашей информации, такая помощь организована и оказывается. В любом случае все начинается с семьи, и подобное поведение – следствие семейного воспитания, в первую очередь – наглядных примеров родительского поведения, взаимоотношений взрослых между собой, их отношения к детям, все то, что они наблюдают каждый день. Если в семье практикуется грубость, любые виды насилия – ребенок воспринимает это как норму. Конечно, агрессивное видео, к которому многие дети получают бесконтрольный доступ, тоже играет немалую роль. Важно, что даже самые трудные случаи можно корректировать, направлять поведение ребенка, его развитие в социально приемлемое русло, если у родителей есть к этому стремление и они готовы принимать помощь. Ресурсов для этого сегодня достаточно: и сайты в сети интернет с полезной информацией по воспитанию детей, например «Я – родитель», и бесплатные службы психолого-педагогической консультации для семей с детьми в Ярославской области, такие как центр консультативной помощи «Всегда рядом». Эффективны и службы медиации, то есть примирения, где можно конструктивно разрешать конфликты, возникающие в детских садах, школах.
Валентина Шелкова, кандидат психологических наук, руководитель ярославского центра «Доверие», специалист по проблемам насилия среди несовершеннолетних:
– Могли ли пятилетние дети понимать, что другому человеку, их ровеснице, плохо, больно? Могу сказать, что эмпатия, то есть способность к сочувствию, сопереживанию, – человеческое качество, которое нужно формировать средой, воспитанием, жизненным опытом. И даже у самых благонравных и умных детей в 4 – 5 лет сформированной эмпатии еще быть не может, ее должны у них развить взрослые – родители, воспитатели. В отличие, увы, от агрессии.
Что же делать родителям и воспитателям в данной ситуации, как выйти из нее без серьезных потерь и разрушений? Прежде всего – сесть за стол переговоров, урегулировать конфликт мирным путем. И родителям в первую очередь ради своих детей нужно не закрываться от ситуации, не игнорировать ее, а подключить психологов, специалистов-медиаторов по разрешению конфликтов, возможно, врачей, если будут выявлены проблемы, например, с гиперактивностью ребенка.
Не нужно расценивать случившееся как преступление со стороны детей, проявивших агрессию. Это не преступление, а, возможно, игра, как дети ее воспринимали. Основываясь на своем опыте, я очень сомневаюсь, что со стороны мальчиков было намерение специально причинить вред пострадавшей девочке. Вероятнее всего, наиболее активный в этом инциденте ребенок вообразил себя неким персонажем, копировал чьи-то действия, увиденные на том же экране компьютера или планшета.
Валентина Белкина, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии педагогического факультета ЯГПУ имени Ушинского, доктор педагогических наук, специалист по проблемам взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками:
– В современных реалиях у детей к их пяти годам уже заметно нарушен контакт с ровесниками: близких друзей и приятелей часто заменяют экраны планшетов, ноутбуков. Поэтому нормальный процесс формирования эмпатии нарушается, искажается, тем более на фоне повышенной агрессивности окружающих людей. К тому же в пятилетнем возрасте у детей игры очень часто переходят в конфликты, и это далеко не всегда связано с каким-то злым умыслом. Чаще всего подобные случаи – продолжение игры, как бы странно это ни звучало.
В данной ситуации, несомненно, имеется серьезное упущение со стороны воспитателя, оставившего детей без присмотра на прогулке, когда они гораздо более расслаблены, чем в группе. Вряд ли это системные нарушения в работе детского сада: мы знаем многих специалистов, работающих там, это действительно увлеченные и грамотные педагоги. Поэтому, чтобы предупредить подобные инциденты, нужно обязательно работать с родителями детей из этой группы, подключить к работе психологов для работы и с детьми, и с их мамами и папами. Наконец, я резко отрицательно оцениваю позицию молодого человека, снявшего инцидент на видео и выложившего его в Сеть. На мой взгляд, это настоящий цинизм и спекулятивное отношение к ситуации.