Шляпка-менингитка, куртка-«хулиганка», хромовые сапоги гармошкой и другие атрибуты народной советской моды середины прошлого века, а также наряды тогдашней элиты – первых космонавтов, дипломатического корпуса, творческой интеллигенции – можно увидеть в музее-заповеднике.
– Эта выставка еще раз подтверждает, что красота не имеет границ, временных и политических рамок. Мы не просто открыли окно в прошлое – мы подтвердили, что женщины всегда стремятся быть красивыми, уверенными в себе, вдохновенными, – сказала заместитель директора департамента культуры Ярославской области Юлия Серова.
Мода 1950 – 1960-х годов прошлого века – как весна: после страшной Второй мировой войны отстраивалась и залечивала раны страна, хорошели женщины, расцветала в сердцах любовь. Людям хотелось уйти от неустроенности военного быта и почувствовать вкус мирной жизни.
Ради того, чтобы выглядеть безупречно, красавицы тех лет готовы были пойти на большие жертвы. Например, носили шляпки-менингитки (получившие такое название из-за своего очень маленького размера: они ничего не закрывали, что создавало угрозу заболеть) – и утягивали талию, превращая свою фигуру в песочные часы. Это был важный элемент нового модного стиля, основоположником которого в 1947 году стал кутюрье Кристиан Диор.
В нашей стране иконой этого направления в моде стала актриса Людмила Гурченко, появившаяся в фильме «Карнавальная ночь» в чарующем образе: осиная талия (по ее собственному признанию, 48 сантиметров), пышные юбки, изящные туфельки на высоких каблуках. Целостность ансамбля в классическом варианте завершалась летними перчатками и шляпкой. Миллионы советских женщин в одночасье захотели стать похожими на Леночку Крылову (так звали героиню культового советского фильма).
Но лишь немногим удавалось достать настоящие наряды от Диора. На выставке в музее-заповеднике можно узнать о таких счастливицах. Например, жена посла СССР в ГДР Тамара Браге щеголяла на новогоднем балу в столице Германии в превосходном туалете из зеленой тафты – очень стильном и женственном. А жена секретаря Союза писателей Иза Лиманская обзавелась английским костюмом-двойкой из кримплена – в то время искусственные ткани были последним писком моды.
Народная мода скромнее, но зато она открывала простор фантазии, ведь тогда многие одежду не покупали, а шили сами или на заказ. Хорошие выкройки нужно было еще поискать. А умелые портнихи причислялись к сливкам общества и очень хорошо зарабатывали. Сегодня секреты моды тех лет могут не только удивить, но и позабавить. Например, парни-щеголи носили куртки с контрастной кокеткой – в просторечии такую именовали «хулиганкой». Мужские носки тогда выпускались без резинки, и представители сильного пола закрепляли их подвязками под коленом. Дамы ценили туфли на «тракторе» – так называли рифленую каучуковую подошву.
Наряды на выставке дополнены линейкой модных женских головных уборов середины XX века: шляпки с вуалью, «таблетки» и соломенные головные уборы. Их можно не только рассмотреть в витринах, но и примерить в гардеробной перед зеркалом, подобрав себе модный образ «а-ля 50-е». Здесь же можно узнать о работе ателье и салонов красоты, увидеть винтажные пудреницы, флаконы для духов, образцы самых популярных тканей, развороты модных журналов, коллекцию изящных летних перчаток, сумки-клатчи, туфли-лодочки на шпильках, чулки со стрелками. Это поможет современным женщинам вдохновиться узнаваемыми образами, а тем, кто застал ту эпоху, вернуться к временам молодости.
Для выставки разработана образовательная программа: встречи с коллекционерами и экспертами по красоте (0+).
А рядом в музее скоро развернется выставка агитационного и рекламного плакатов времен Гражданской войны. Она приурочена к вековому юбилею «Окон РОСТА». Первые плакаты рисовали вручную, а позднее стали печатать с помощью трафаретной техники тиражом 150 – 200 экземпляров.