Не проходит и дня, чтобы не появились сообщения о мошенничестве. Снимают с банковских карт все подчистую. И не важно, хранит человек на счету три тысячи рублей или 333 тысячи.
Порой сумма ущерба достигает миллиона рублей.
«Клиента надо приучить к мысли, что ему придется отдать деньги. Его надо морально разоружить, подавить в нем реакционные собственнические инстинкты» – видимо, эти слова Остапа Бендера используют современные аферисты, открывая «охоту» за чужими кошельками. А потому действуют нагло, безжалостно и напористо.
– Добрый день, Татьяна. Я сотрудник службы безопасности банка, – вечером раздалось в телефонной трубке.
Бодрым голосом молодой человек отрапортовал: «В Ростове списывают деньги с вашего счета. Это делаете вы?». Услышав отрицательный ответ, «работник банка» продолжил атаку вопросами: установлен ли на телефоне мобильный банк, на каких устройствах пользуюсь личным кабинетом, есть ли другие карты, привязанные к моему номеру телефона, и что за операционная система установлена на телефоне.
В голосе звонившего чувствовалась заинтересованность, плохо выдаваемая за сочувствие, – это и насторожило. Обычно в разговоре с сотрудниками звонковых центров чувствуется вежливое безразличие. Тут же в мыслях всплыли истории о звонках коллегам с подобными вопросами и все схемы мошенников.
Тем временем «банкир» продолжал гнуть свою линию. Он перешел к просьбам установить специальное приложение на мобильный телефон, которое якобы позволит службе безопасности банка пресечь «несанкционированную транзакцию». Вспоминаю, что такой же программой пользуется коллега-дизайнер, когда работает над макетом газеты из дома. Это же полный доступ к моему телефону! Делаю вид, что ничего не понимаю. Представитель «службы безопасности» начинает подгонять.
– Татьяна, срочно установите приложение.
– Зачем?
– Чтобы мы смогли пресечь попытку вывода денег.
Испытывать судьбу дальше я не стала и повесила трубку.
В банке, куда я после этого звоню сама, подтверждают, что появился новый вид мошенничества. Злоумышленники с помощью программы удаленного доступа спокойно заходят в личный кабинет и снимают деньги. Доказать попытку несанкционированного взлома в этом случае человек не сможет, поскольку сам установил программу и назвал ID, а значит, деньги никто не вернет.
– Злоумышленники используют так называемый метод социальной инженерии: усыпив бдительность человека и войдя к нему в доверие, специально подбирая время звонка, используя различные психологические приемы, выуживают у своих жертв информацию или вынуждают их перевести деньги со своего банковского счета самостоятельно, – комментирует заместитель управляющего Отделением по Ярославской области Главного управления Банка России по ЦФО Евгений Ефремов.
В Центробанке советуют после такого общения обратиться в свой банк и рассказать о подозрительном звонке. Можно перестраховаться и сменить логин/пароль в онлайн-банке или даже перевыпустить карту.