Создатель витража Терешковой открыл персональную выставку в КЗЦ: фото

22.03.2020 15:32 0

Создатель витража Терешковой открыл персональную выставку в КЗЦ: фото

Цветы в человеческий рост, поражающие буйством красок и каким-то неземным великолепием, сияние солнца, небо ослепительной синевы, прозрачность воздуха, какая бывает лишь в начале весны, – персональная выставка живописца, графика, эмальера, председателя правления Ярославского областного отделения Союза художников России Александра Александрова – это настоящий гимн пробуждению природы.

Вам когда-нибудь дарили тюльпаны высотой почти два метра? А в жизни жены художника Александра Александрова однажды случилось такое чудо.

– Муж знал, что я обожаю цветы – и живые, и на картинах. Накануне праздника он пригласил меня в свою мастерскую. Вошла и обомлела – там цвел настоящий живописный райский сад! – рассказывает Людмила Александровна.

«Сирень», «Пионы», «Летние цветы», «Экзотический цветок» – гигант­ские полотна сразу приковывают к себе взгляд. Таких сочных красок и такого богатства оттенков не увидишь в обычной оранжерее. Это не натюрморты вовсе, где природа по определению «мертвая». Здесь она живая, торжествующая, ядреная, в самом соку, словно молодая разбитная красотка. Горячая кровь и любовь к жизни бурлят в этих художественных образах.

– Яркие ощущения моей жизни – свобода, юношеский щенячий восторг от этой жизни, – говорит Александр Александров. – Я родился и всю жизнь прожил на Волге. Ее простор, широта, ее мощь, скрытая под маской неспешного течения, стали мне необходимы как воздух. Поделиться этим со зрителем – моя задача.

Родители-художники не настаивали, чтобы он пошел по их стопам, и терпеливо ждали, когда увлекающийся не только рисованием, но и спортом, математикой, физикой сын сделает окончательный выбор. И очень обрадовались, когда он решил продолжить династию и поступил на художественно-графический факультет Костромского педагогического института им. Н.А. Некрасова. Начав активную творческую деятельность, много работал в технике живописи, графики, горячей эмали, витража. Вместе с художниками Александром Карихом, Леонидом Малафеевским, Юрием Козловым, Валерием Зубом принимал участие в создании многих художественных объектов Ярославля и других городов России.

– Мы создавали витражи для госпиталя ветеранов войн, Леонтьевского и других храмов, музеев, почтовых отделений и даже кафе и ресторанов. Все это – плод творческих исканий, все было пережито и прочувствовано. Но лишь немногие из этих работ сохранились до наших дней. Такова участь монументального искусства – не только хрупкого стекла, но и росписи, мозаики на фасадах зданий. Причем убивает его, как правило, не время, а ребрендинг и смена художественной концепции, – рассказывает Александр Сергеевич.

Но и сейчас радуют глаз знаковые его работы: витраж с изображением первой женщины-космонавта Валентины Терешковой в новом Ярославском планетарии и иконостас одного из приделов восстановленного из руин Владимирского собора в Херсонесе. Возведен он был в XIX веке на предполагаемом месте крещения князя Владимира Святого – крестителя Руси, а в 2000-е годы вновь поднят из руин.

– В начале нулевых мне предложили поучаствовать в возрождении Владимирского кафедрального собора в Севастополе. Конечно же, я согласился, тем более что речь шла о проектировании резного дубового иконостаса для придела Александра Невского – нашего земляка, легендарного русского героя и моего небесного покровителя. Я привлек к работе своего однокурсника Володю Бакаева – резчика по дереву – и виртуозов техники горячей эмали, киевских художников Сергея и Татьяну Колечко. По моим эскизам и чертежам они выполнили иконостас с царскими вратами в византийском стиле. Этот иконостас с годами стал только краше. Он не грандиозный, а скорее камерный по размерам, да и сам придел масштабным не назовешь. Но он мне очень дорог, – гордится Александр Александров.

Александр Невский – небесный покровитель и младшего внука Саши. Крестным отцом мальчика стал его собственный дед. Благословение свыше ощущают они оба. По мнению Александра Сергеевича, у этого святого в его человеческой ипостаси есть необыкновенно ценное качество: чутье на изменения.

– Не стоять на месте, пробовать себя в чем-то новом – вот мое кредо. Например, у меня есть серия работ с битумным лаком. Сначала это была графика, потом я попробовал соединить ее с цветом. Техника в искусстве редкая, но предоставляющая большие возможности для самовыражения. В 2015 году меня пригласили выставить картины в маленькой галерее на любимом художниками Монмартре. Чтобы не ввязываться в долгую эпопею с таможенным оформлением живописи, я захватил с собой только небольшие рисунки на картоне. Все прошло очень скромно, без лишней помпы. Но в Париже со мной произошла творческая трансформация, и оттуда я вернулся уже не реалистом, а импрессионистом, – рассказывает Александр Александров.

Вместо холста и масла он сейчас использует оргалит (древесноволокнистая плита) и акрил. Возможно, на него оказала влияние давно живущая на берегах Сены старшая дочь Ольга – в свое время она окончила Ярославское художественное училище и философский факультет Санкт-Петербургского университета, затем знаменитую Сорбонну и стала живописцем, регулярно выставляющимся на грандиозных вернисажах в Гран-Пале (Большой дворец).

– Когда Оля еще училась в школе живописи в Париже, в Сорбонне на написание этюда с обнаженной натуры отводилось… всего 3 минуты. Модель занимает нужную позу, студенты берут в руки уголь или сангину – и все, время пошло. В таком бешеном темпе можно работать, только если умеешь выделять главное, отражать квинтэссенцию своего впечатления. Она постепенно научилась это делать – и заразила меня, – объясняет художник.

Такова его «Волшебная ночь» – не темное время суток в каком-то конкретном месте, а ощущение сказочного сна души, рождающего образы короля фей и эльфов Оберона и его супруги Титании – как в знаменитой комедии Уильяма Шекспира. А «Утро» – в нем как бы и нет ничего, кроме яркой полосы зари и пронизанного туманом воздуха. Нарисовать воздух – нечто эфемерное, фактически ничто – это надо уметь!

– Сейчас, в эпоху практически повсеместного использования фотографии и видеоряда, когда среднестатистический человек пресыщен визуальной информацией, художнику не так-то просто найти заинтересованного зрителя. Быть может, мы не всегда успеваем за ускорившимся временем. Но это не повод погружаться в трясину хандры. Мы можем творить по своему собственному разумению и быть свободными от шор, которые задают мода и современные вкусы. Верю, что раскрывший свое творческое «я» человек искусства обязательно найдет своих поклонников, – считает Александр Александров.

Фото Анны Соловьевой

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Звезда «Ворониных» Борис Клюев рассказал, что тяжело болен Площадь лесопаркового зеленого пояса Ярославля увеличилась на 77 гектаров Ярославское отделение ОНФ проверяет дороги за Волгой перед перекрытием проспекта Машиностроителей Экономический эффект от использования нового рельсобуса составит 9 миллионов рублей в год Молодой вратарь «Локомотива» стал лучшим новичком КХЛ в октябре

Последние новости