Символические скульптуры – «Пробуждение», «Эволюция», «Древо жизни» - установленные на бульваре Энтузиастов в 1984-м году стали, пожалуй, самой яркой достопримечательностью Набережных Челнов, культурной визитной карточкой зодчества автограда. Но время и стихия берут свое, скульптуры стали разрушаться.
- Они держатся только на каркасе, - предупреждает народный художник Татарстана Анатолий Пашин, который в свое время помогал теперь уже классику монументалистики Ильдару Ханову в работе над этими скульптурами.
Самое печальное в том, что за восстановление символов Набережных Челнов никто не может взяться. Скульптуры вроде как ремонтируют, видны следы цементирования. Но вся беда в том, что скульптуры именно ремонтируют, а их нужно реставрировать. Ремонт и реставрация – это две не просто большие, а очень большие разницы.
- Нужен хороший бетон, нужен особый клеящий состав и смальта, - подсказывает Пашин. А еще нужно бы, чтобы работу выполняли художники или скульпторы, потому что обычные штукатуры-маляры едва ли смогут восстановить узор из смальты.
Но нашему городу не везет. Причем по-крупному. За годы горбачевской перестройки, гайдаровских реформ, лихих 90-х, жестко прагматичных «нулевых» нынешнего столетия в Набережных Челнах с улиц, со стен, из помещений различных зданий и учреждений исчезли сотни подлинных произведений искусства, в свое время выполненных маститыми, авторитетными в СССР профессиональными мастерами. Теми же скульпторами, монументалистами, художниками. Некоторые из этих произведений сохранились на фотографиях, мы можем их показать.
К сожалению, уничтожение произведений искусства у нас продолжается, вот разрушаются скульптуры Ханова. К сожалению, власти города не могут найти ни денег, ни общего языка с мастерами, которые в городе есть, и которые могли бы взяться за реставрацию скульптур Ханова. В отделении Союза Художников России в Набережных Челнах около 70 человек. Они хотят и могут работать, но вот почему-то договориться с чиновниками о получении заказов на работу не могут. Среди художников уже ходит байка, якобы председатель челнинской организации Союза Факиль Гайфутдинов продал свою иномарку и уехал зарабатывать на живописи то ли в Германию, то ли в Италию, здесь жить впроголодь ему надоело.
Это монумент челнинского монументалиста Рабиса Крайникова. Очень красивый и изящный он был, но было в нем много цветмета. Растащили.
Это литой витраж народного художника СССР Юрия Королева. Уникальная красота. Его печатали на открытках с видами Набережных Челнов. Уничтожили, когда переделывали кинотеатр в казино.
Здесь в ДК КАМАЗА на стенах была мозаика, изображающая виды на Каму. Соскоблили.
В детских садах была вот такая мозаика. Практически нигде ничего не осталось.
Ресторан "Мельница". Редчайшая для Челнов архитектура. И следа не осталось.
Был кинотеатр "Чулпан", был барельеф. Зачем его убрали, когда здание приспособили под Музей города?
Объяснить все это можно очень просто: уничтожить проще, чем сохранить. Но после того, как город обезличили и обесцветили, в исполкоме появился главный архитектор, который ужаснулся от одного вида наших многоэтажек и принялся их разукрашивать. Профессиональные художники (и не только челнинские) ужаснулись от такой раскраски, но народ главного архитектора поддержал. Вполне резонно. Хоть какое-то, но разнообразие.
Сергей ИСИЧКО