Алексей Бабаянц (56 лет) – кандидат педагогических наук. По образованию он учитель труда, но таковым учителем Алексей Анатольевич практически никогда не был. Много лет он преподавал школьникам такой предмет как «Человековедение», а сейчас преподает уроки самопознания. Разработал образовательную программу «Счастливые родители – Счастливые дети» о воспитании мальчиков и девочек в семьях. Название предметов и программы ничего не скажут обывателю. Или создадут впечатление, что Бабаянц рассуждает о каких-то высоких материях и не более того.
Но имя Бабаянца известно многим педагогам по всей России и не только по России. Во многих городах Бабаянца с его семинарами учителя ждут с большим нетерпением. Все дело в том, что в свои 40 лет Бабаянц открыл свой секрет в психологии человека и в педагогике. Зная этот секрет, любой родитель без исключения может найти общий язык со своим ребенком или со своими детьми. Это ключ к взаимопониманию. Нельзя утверждать, что это универсальный ключ, ключ-панацея от всех проблем в воспитании. К тому же любым ключом еще надо суметь воспользоваться. Но ключ поможет открыть замок. Вам нужно будет приложить еще некоторые усилия к тому, чтобы открыть дверь в души ваших детей.
До 40 лет Алексей внешне тоже был успешным человеком. Школу окончил в 16 лет, Ферганский педагогический институт одолел всего через три года и 8 месяцев. Отслужил в армии, стал преподавать в университете в Коканде. Это в Узбекистане в Ферганской области. Защитил диссертацию, стал кандидатом педагогических наук. В неполные 30-ть, то есть еще в 80-е, еще до краха советского социализма он сделал то, что в СССР смог сделать разве что великий Макаренко. По типу трудовой колонии Макаренко Бабаянц создал школьный завод. Школьники на нем трудились, производили песочницы и детские городки. Все делалось из дерева и отправлялось в детские дома. В 90-е Алексей Анатольевич переехал в Краснодарский край. А здесь его жизнь вдруг стала рушиться.
- Я заметил, что люди от меня отворачиваются, уходят, у меня не выстраиваются отношения и с родственниками, вплоть до того, что приток финансов в мою семью прекратился, - рассказывает Алексей Анатольевич. Бабаянц понял, что пришло время переосмысления его собственных жизненных принципов, его собственных взглядов и подходов к работе. Труды классиков педагогики (Сухомлинского, Корчака и др.), общение с ныне здравствующими замечательными педагогами (Амонашвили, Ильин и др.) и помогли Бабаянцу открыть для себя тот секрет, который сделал его известным и востребованным. Он понял, что до сих пор был типичным учителем административно-командной государственной системы, учителем-"силовиком", он не учил, а требовал. И не только от учеников, но и от людей, с которыми сводила его жизнь. А надо иначе:
- Заходя в класс, учитель должен ставить себя в позицию ученика. Учитель должен настроиться на то, что сейчас он будет не только учить учеников, но и сам у них учиться, - примерно так формулирует свое кредо педагог Алексей Бабаянц. Сам он зачастую начинает общение с учениками на уроке с вопроса:
- Что вы сейчас чувствуете?
«Ха!», - сказали мы, когда Бабаянц озвучил этот вопрос и сказал, что задает его ученикам.
- Алексей Анатольевич, если вы у нас в Набережных Челнах, в промышленном моногороде детям рабочих зададите этот вопрос, так они вам скажут! Какой-нибудь оболтус скажет, что он хочет дойти до ларька по- соседству и там пивка прикупить! А другой оболтус скажет вам, что он извините, с подружкой какой-нибудь побыть хочет! У нас в 13 лет беременеют, есть такие случаи! Что на это ответите?
- Отвечу, что вы говорите о желаниях, а я спрашиваю о ваших эмоциях, о чувствах. Меня интересует с какими чувствами, с какими эмоциями ученик пришел на урок, - уточняет педагог.
Поскольку он педагог, то это вопрос позволяет ему ухватить ученика за настроение и раскрутить его на откровенность о том, чего он вообще хочет от жизни, где видит в ней свое место и как понимает смысл жизни. А на оказавшись на поле мировоззрения ученика и его желаний педагог может помочь растущему человеку, личности понять что и как нужно учить в школе и зачем это нужно.
А чтобы, ухватив ученика за настроение, раскрутить его на откровенность, учитель и сам должен быть в позиции ученика. Учитель не велит, не требует, не настаивает безапелляционно на своем. Он смотрит на жизнь, на конкретную ситуацию глазами ученика и вместе с ним изучает, анализирует эту ситуацию.
Что вы, родители, спрашиваете у ваших детей, когда вечером приходите домой с работы? Вы спрашиваете: «Как дела?» «Как в школе:» Вы говорите: «Покажи дневник!» Спрашиваете: «Почему двойка?» И разговор или не клеится (все ограничивается ответом сына или дочки, что в школе «все нормально») или заканчивается банальным нагоняем за двойку.
А теперь представьте себе, что вы приходите домой и спрашиваете у ребенка: «Что ты чувствуешь?» Потом интересуетесь чем он сейчас увлекается, что его интересует, какие у него планы, кем он себя видит в жизни и можете ли вы ему чем-нибудь помочь? С помощью этих вопросов вы заходите в тот мир, которым в данный момент и живет ваш ребенок. И в этом мире вы становитесь соучастником его жизни, его самым ценным партнером, его другом.
Сергей ИСИЧКО
Фото: Николая Туганова, psy-space.ru