Чем ближе 1 сентября, тем сильнее родительская тревога: как пройдет у ребенка первый день в классе? И что делать, если девятиклассник заявляет, что в школу больше не пойдет?
За ответом на вопрос, как морально подготовить детей к новому учебному году и подготовиться самим, мы отправились в ярославское МУ «Центр «Развитие», где побеседовали с педагогами-психологами Светланой Калининой и Светланой Волковой.
– Как быть, если первоклассник тревожится, страшится нового этапа в своей жизни?
– Родителям важно понять, что беспокоит ребенка. Поинтересоваться, какие моменты его тревожат, проговорить, проиграть с ребенком возможные школьные ситуации.
Причины тревоги могут быть разнообразны: трудности коммуникации и адаптации к новым людям и ситуациям, негативный опыт из рассказов старших сестер и братьев, завышенные требования родителей. Перед школой некоторые мамы и папы меняют свое отношение к ребенку на более требовательное, принимая учительскую позицию. Но он к этому не готов, поэтому родителям важно оставаться любящими и принимающими.
Тревогу перед 1 сентября легче преодолеть, заранее познакомив ребенка со школьными порядками и правилами. Поэтому желательно посещение адаптационных курсов в выбранной школе, предварительное знакомство с учителем. Даже если в вашей школе по каким-то причинам не было таких занятий, обязательно придите с ребенком в учебное заведение, покажите ему класс, столовую, раздевалку. Объясните, как себя вести, если захочется отпроситься с урока, как обратиться к учителю, если забыл его имя-отчество, и обсудите другие возможные ситуации.
– А если ребенок десяти-одиннадцати лет не хочет ходить в школу?
– Как правило, дети к этому возрасту уже адаптировались к школе, могут сами определить, с чем связано их нежелание. Это могут быть слишком большая учебная нагрузка, трудности, связанная с обучением по определенным предметам, конфликтные отношения с одноклассниками или учителем и другие.
Важно, чтобы после учебы, секций, кружков, выполнения уроков у ребенка было время и погулять, и поиграть. Постарайтесь вместе составить режим дня, распределить нагрузку. Внеурочная деятельность должна выбираться совместно, с учетом возможностей и желаний ребенка.
– С чем может быть связано негативное отношение старшеклассников к наступающему учебному году?
– Это может быть из-за грядущих ОГЭ и ЕГЭ. Тревога в этом случае вызвана реально большой нагрузкой на ребенка, социальной значимостью сданных экзаменов, страхом провала. Роль родителей – быть в эмоциональном контакте со своим ребенком, поддерживать и помогать ему справляться с трудностями. Проговорите с подростком разные варианты развития событий, обсудите, что вы будете делать в том или ином случае.
– А если нежелание возвращаться в школу связано с конфликтами в классе?
– Родители должны занять активную позицию, нельзя предоставлять ребенку самому разрешать данную ситуацию. Необходимо вмешаться с привлечением классного руководителя, школьного психолога, администрации школы. Перевод в другой класс или другую школу может не решить проблему. Нужно разобраться в причинах сложившейся ситуации и в том, что происходит с ребенком. Он нуждается в поддержке и защите в этой ситуации!
Самое главное – будьте внимательны к чувствам, страхам и опасениям вашего сына или дочери! Обсуждайте вместе, ищите выход из трудных психологических ситуаций.
Если сложно разобраться в проблемах, принять решение, то можно вместе с ребенком обратиться за помощью к специалисту – школьному психологу, к педагогам-психологам специализированных центров.