Трогательные, колоритные, необычные – такие работы известного скульптора и художника Зураба Церетели большинство ярославцев еще не видело. На днях в музее современного искусства «Дом Муз» состоялось открытие его выставки «Магический реализм». Она приурочена к 85-летию мастера.
Гости переходили от одного экспоната к другому под звуки музыки Олега Анохина. Сам музыкант импровизировал на клавишах. Ведь музыка и работы Церетели – во многом результат вдохновения, а значит, и импровизации.
По словам художника, палитра – это огромный симфонический оркестр, в котором есть все музыкальные инструменты: скрипки, контрабас, медь, барабаны. И как оркестр состоит из музыкальных инструментов, так и палитра из цветов. Вместе они рождают множество оттенков, создают колорит и гармонию красок.
– Для меня цвет – это природа. Но самый первый цвет, который я увидел, это были цветные карандаши. Их давали в детском саду и обращали внимание на цвета, чтобы мы их не потеряли. Когда я начал рисовать, уже юношей, долго был под влиянием импрессионистов, потому что это была разная цветовая гармония. И тогда уже я смог увидеть и почувствовать цветовую симфонию. Сочетание цветов сродни сочетанию музыкальных партий, исполняемых в одном оркестре разными музыкантами. Как в оркестре создается единая музыка, так и в живописи цвета создают общий колорит, – не раз говорил Зураб Константинович.
В юбилейном для Церетели году выставки его произведений с успехом прошли в Лондоне, Лихтенштейне, Баку, Тбилиси, Санкт-Петербурге и других городах. Ярославль – один из тех российских городов, кому выпала честь принимать выставку мирового уровня.
Исследователи давно считают, что для искусства Церетели характерна изобразительная и энергетическая среда, свойственная так называемому магическому реализму, сочетающему прошлое с настоящим, а фантастическое с повседневным.
Всего на суд ярославской публики представлено 75 работ. Среди них – работы, выполненные в технике объемной эмали, и графические листы, и скульптуры. Если последние достаточно известны, то эмали экспонируются нечасто. Эти работы наполнены сложными и неожиданными цветовыми решениями. По словам коллег, у художника 70 патентов на цвет эмали.