Выставка легенды советской фотожурналистики открылась в Ярославской области

03.02.2019 4:32 0

Выставка легенды советской фотожурналистики открылась в Ярославской области

Выставка Владимира Лагранжа – одной из легенд советской фотожурналистики – открылась на минувшей неделе в рыбинской фотогалерее, расположенной на территории НПО «Криста».

В экспозиции больше 50 снимков, сделанных автором в течение почти 40 лет для ведущих отечественных и зарубежных СМИ. Многие работы сегодня очень известны и являются символами советской эпохи.

Загадочная «Бабуля»

Этот снимок Лагранжа стал хрестоматийным – «Бабуля». На нем – девочка лет трех, укутанная от мороза так, что стала похожа на снегиря.

– Этот снимок сделан зимой 1961 года Москве, в Александровском саду, – вспоминает автор. – Холодно было, градусов 25, а я был в легких ботинках, продрог ужасно. Бегу и вижу – настоящая маленькая бабуля. Я просто не мог не остановиться. У меня было всего 3 кадра. Снял и ушел. Даже некогда было записать, как ее зовут, да мне это и не нужно было. Но в итоге получилось так, что эта «Бабуля» ходит по миру уже столько лет. И что удивительно: ни она, ни кто?либо из ее семьи так ни разу и не откликнулся. Хотя я продолжаю на это надеяться…

«Мои снимки не запрещали»

За годы работы в ведущих советских СМИ Владимиру Лагранжу довелось фотографировать практически всех советских лидеров. Он снимал Гагарина, академика Сахарова и еще очень многих известных людей. По его словам, в КПСС он никогда не состоял, что нехарактерно для сотрудников СМИ СССР, и власть фотографировать не любил – предпочитал ездить на заводы и в колхозы. Однако никакого диктата со стороны руководства в свой адрес он не видел.

– Цензура в те годы была, конечно, но она больше касалась литературы, кинематографа, живописи и каким?то образом примкнувшей к ним музыки, хотя я до сих пор не могу понять, как можно сделать музыку советской или антисоветской. Фотографов цензура касалась в меньшей степени. Во всяком случае, мои снимки не запрещали.

Надо наблюдать за работой мастеров

Сегодня на Лагранжа ориентируются не только молодые, но и сложившиеся фотографы. Многие обращаются к нему за советами. Фотограф, конечно, делится опытом, однако у него есть совершенно точное представление о том, как стать фотографом.

– Сейчас безумное количество фотошкол, – говорит Владимир Лагранж, – но там не научат: за деньги учиться бесполезно… Я не ориентируюсь на западных фотографов, но кто-то из них сказал, что для того, чтобы научиться фотографировать, надо 3 – 4 пары новых кроссовок превратить в совершенную дрань. То есть надо быть все время в движении и одновременно снимать. Я сам так и учился. И еще… Я работал в очень мощных фотографических коллективах. Там классики работали. Они все были старше меня. И важно то, что они прошли войну, то есть были очень нравственными людьми. Я наблюдал, как они вкладывали себя в то, что делали, как относились к своим будущим героям, как общались с ними, а потом видел результаты этой работы. Это были мои ориентиры.

Летите, голуби!

«Юные балерины», «Страда», «Судьба», «Ветеран», «Твист» – эти и многие другие работы Владимира Лагранжа стали цитатами советской эпохи. Они многократно перепечатывались, а с приходом Интернета шагнули в цифровое пространство. Хотя Владимир Лагранж говорит, что ни одной своей фотографии он в Интернет не запускал. Очевидно, что его работы давно живут своей жизнью, как любимые народом песни прошлого. Некоторые являются его визитными карточками. Пожалуй, самая известная из них – «Голуби». Этот снимок был сделан в 1961 году, утром 21 июня.

– Мы с приятелем собрались фотографировать выпускников, – рассказывает Лагранж. – Я предложил это сделать на Красной площади. Мы захватили с собой пшено, рассыпали его – голуби слетелись. Увидев впереди компанию выпускников, мы их окликнули, сказали, что будем их фотографировать, и предложили бежать нам навстречу. Про голубей выпускники, естественно, не знали. Однако в тот момент на Красной площади были фотографы из других изданий, и кто?то из них случайно вспугнул голубей. Птицы взлетели – фотографы были наказаны: у всех на снимках голуби перекрыли лица людей. Только у меня снимок получился удачный.

В том же году фотография «Голуби» стала ведущей на выставке «Наша молодость», открытой в парке им. М. Горького. Снимок был напечатан размером 3х6 метров. С ним Лагранж впервые в жизни принял участие в фотовыставке. Сегодня их за его плечами много.

История снимка «Голуби» продолжилась года четыре назад. Одна из запечатленных на нем выпускниц узнала себя и свой класс – сюжетом заинтересовался один из столичных телеканалов. Была даже попытка собрать героев снимка, однако успехом эта затея не увенчалась.

«Сегодня часто снимают по шаблону»

По словам Владимира Руфиновича, сейчас требования к репортерской фотографии изменились. Снимки стали более политически обостренными. А еще Лагранж отмечает обезличение фотографии:

– На мой взгляд, сегодня снимают по шаблону. Нечасто в современной репортерской фотографии увидишь личное отношение автора. Оно сегодня какое?то стандартное. А когда я снимал, в основном играла роль душа автора. Ведь фотография – это творчество. Фотограф должен доносить до зрителя свое отношение к тому, что снимает. Даже если там грустно, царит разруха, автор снимка должен выразить свою мысль и переживание. А согласится с ним зритель или нет, это его право. Ведь почему фотографии Картье?Брессона настолько проникновенны? Потому что он их через себя пропускал.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Из центра Ярославля уберут пончиковую Стаса Костюшкина Дорога от Челнов до Ильбухтино рядом с многодетным поселком будет построена Три молодых игрока «Локомотива» отправились в Канаду на финальный сбор перед чемпионатом мира «Видеонаблюдение» от «Ростелекома» выбрали более 200 ярославских семей В Татарстане взыскали более двух миллиардов рублей долгов по фискальным платежам

Последние новости