Выставка Владимира Лагранжа – одной из легенд советской фотожурналистики – открылась на минувшей неделе в рыбинской фотогалерее, расположенной на территории НПО «Криста».
В экспозиции больше 50 снимков, сделанных автором в течение почти 40 лет для ведущих отечественных и зарубежных СМИ. Многие работы сегодня очень известны и являются символами советской эпохи.
Загадочная «Бабуля»
Этот снимок Лагранжа стал хрестоматийным – «Бабуля». На нем – девочка лет трех, укутанная от мороза так, что стала похожа на снегиря.
– Этот снимок сделан зимой 1961 года Москве, в Александровском саду, – вспоминает автор. – Холодно было, градусов 25, а я был в легких ботинках, продрог ужасно. Бегу и вижу – настоящая маленькая бабуля. Я просто не мог не остановиться. У меня было всего 3 кадра. Снял и ушел. Даже некогда было записать, как ее зовут, да мне это и не нужно было. Но в итоге получилось так, что эта «Бабуля» ходит по миру уже столько лет. И что удивительно: ни она, ни кто?либо из ее семьи так ни разу и не откликнулся. Хотя я продолжаю на это надеяться...
«Мои снимки не запрещали»
За годы работы в ведущих советских СМИ Владимиру Лагранжу довелось фотографировать практически всех советских лидеров. Он снимал Гагарина, академика Сахарова и еще очень многих известных людей. По его словам, в КПСС он никогда не состоял, что нехарактерно для сотрудников СМИ СССР, и власть фотографировать не любил – предпочитал ездить на заводы и в колхозы. Однако никакого диктата со стороны руководства в свой адрес он не видел.
– Цензура в те годы была, конечно, но она больше касалась литературы, кинематографа, живописи и каким?то образом примкнувшей к ним музыки, хотя я до сих пор не могу понять, как можно сделать музыку советской или антисоветской. Фотографов цензура касалась в меньшей степени. Во всяком случае, мои снимки не запрещали.
Надо наблюдать за работой мастеров
Сегодня на Лагранжа ориентируются не только молодые, но и сложившиеся фотографы. Многие обращаются к нему за советами. Фотограф, конечно, делится опытом, однако у него есть совершенно точное представление о том, как стать фотографом.
– Сейчас безумное количество фотошкол, – говорит Владимир Лагранж, – но там не научат: за деньги учиться бесполезно… Я не ориентируюсь на западных фотографов, но кто-то из них сказал, что для того, чтобы научиться фотографировать, надо 3 – 4 пары новых кроссовок превратить в совершенную дрань. То есть надо быть все время в движении и одновременно снимать. Я сам так и учился. И еще... Я работал в очень мощных фотографических коллективах. Там классики работали. Они все были старше меня. И важно то, что они прошли войну, то есть были очень нравственными людьми. Я наблюдал, как они вкладывали себя в то, что делали, как относились к своим будущим героям, как общались с ними, а потом видел результаты этой работы. Это были мои ориентиры.
Летите, голуби!
«Юные балерины», «Страда», «Судьба», «Ветеран», «Твист» – эти и многие другие работы Владимира Лагранжа стали цитатами советской эпохи. Они многократно перепечатывались, а с приходом Интернета шагнули в цифровое пространство. Хотя Владимир Лагранж говорит, что ни одной своей фотографии он в Интернет не запускал. Очевидно, что его работы давно живут своей жизнью, как любимые народом песни прошлого. Некоторые являются его визитными карточками. Пожалуй, самая известная из них – «Голуби». Этот снимок был сделан в 1961 году, утром 21 июня.
– Мы с приятелем собрались фотографировать выпускников, – рассказывает Лагранж. – Я предложил это сделать на Красной площади. Мы захватили с собой пшено, рассыпали его – голуби слетелись. Увидев впереди компанию выпускников, мы их окликнули, сказали, что будем их фотографировать, и предложили бежать нам навстречу. Про голубей выпускники, естественно, не знали. Однако в тот момент на Красной площади были фотографы из других изданий, и кто?то из них случайно вспугнул голубей. Птицы взлетели – фотографы были наказаны: у всех на снимках голуби перекрыли лица людей. Только у меня снимок получился удачный.
В том же году фотография «Голуби» стала ведущей на выставке «Наша молодость», открытой в парке им. М. Горького. Снимок был напечатан размером 3х6 метров. С ним Лагранж впервые в жизни принял участие в фотовыставке. Сегодня их за его плечами много.
История снимка «Голуби» продолжилась года четыре назад. Одна из запечатленных на нем выпускниц узнала себя и свой класс – сюжетом заинтересовался один из столичных телеканалов. Была даже попытка собрать героев снимка, однако успехом эта затея не увенчалась.
«Сегодня часто снимают по шаблону»
По словам Владимира Руфиновича, сейчас требования к репортерской фотографии изменились. Снимки стали более политически обостренными. А еще Лагранж отмечает обезличение фотографии:
– На мой взгляд, сегодня снимают по шаблону. Нечасто в современной репортерской фотографии увидишь личное отношение автора. Оно сегодня какое?то стандартное. А когда я снимал, в основном играла роль душа автора. Ведь фотография – это творчество. Фотограф должен доносить до зрителя свое отношение к тому, что снимает. Даже если там грустно, царит разруха, автор снимка должен выразить свою мысль и переживание. А согласится с ним зритель или нет, это его право. Ведь почему фотографии Картье?Брессона настолько проникновенны? Потому что он их через себя пропускал.