Возвращение к привычной жизни после длительных противоэпидемических ограничений определяется в том числе и такими событиями, по-настоящему долгожданными.
25 сентября Ярославский театр кукол открыл свой 94-й театральный сезон премьерой спектакля «Божественная комедия» по пьесе Исидора Штока. Многие помнят постановку Государственного театра кукол под руководством Сергея Образцова, в том числе по телеспектаклю. И вот ироничная трактовка библейских событий «от сотворения мира», написанная советским драматургом в стилистике «безбожных шестидесятых», дошла до современного Ярославля.
Авторы спектакля – творческое трио в составе режиссера-постановщика Алексея Смирнова, художника Полины Борисовой и композитора Николая Морозова.
– Долгое время в репертуаре Ярославского театра кукол не было спектаклей для взрослой аудитории, – рассказал режиссер Алексей Смирнов. – На самом деле труппа каждого кукольного театра, в афише которого абсолютное большинство составляют спектакли для детей, мечтает о спектакле для взрослого зрителя. Сегодня многие драматурги просто не учитывают специфику и берутся за перо, имея в виду допотопную ширму и перчаточную куклу. «Божественная комедия» Исидора Штока – это очень добротный драматургический материал, с которым интересно работать. Я предложил руководству театра несколько пьес, и выбор директора пал на «Божественную комедию». Тема отцов и детей, взаимоотношения молодых супругов – вечная тема. Эта пьеса мне напомнила и другую, написанную примерно в то же время – «Повесть о молодых супругах» Евгения Шварца. Известный, любимый многими поколениями телезрителей фильм «По семейным обстоятельствам» – про это же, вечный конфликт отцов и детей. Если вы живете на моей территории, то будьте любезны жить по моим правилам. Наша «Божественная комедия» – это история про жизнь, про любовь, про взаимоотношения молодых людей, и уж, конечно, это не «юмористическое богословие».
И действительно: ангелы-строители со специфической лексикой «монтажников-высотников» образца 60-х годов на возведении первых «хрущевок», Всевышний с замашками деспотичного прораба, а то и директора треста «ГлавМирСтрой», Адам-подкаблучник, своенравная Лилит, умненькая, но по-своему хищная Ева, Змей-Люцифер, так похожий на героя шпионского детектива, что-то вроде «Жил в гостинице «Советской» несоветский человек»…
Все это и забавно, и ностальгично, но – удивительное дело! – нисколько не кощунственно, даже по нынешним строгим православным меркам. Потому что слишком ясно расставлены акценты, сделаны намеки – и становится понятно, что это – шутка, игра, ирония, где библейские мотивы – лишь отправная точка для начала и конца современной сказки.
– Мы изначально придумали историю про некий медицинский эксперимент, который идет в лаборатории условного «профессора Преображенского», но в ходе этого эксперимента что-то пошло не так, – рассказал Алексей Смирнов. – И еще за год до пандемии мы придумали, что все актеры будут на сцене в масках – это же медицинский эксперимент! – и нам казалось, что это так остроумно. Как бы сейчас это было актуально, на злобу дня. Но поскольку я сочинял спектакль в России, а Полина, наш приглашенный художник, француженка русского происхождения, – во Франции, в какой-то момент ее осенила совершенно другая идея, и она смогла меня убедить в том, что это тоже здорово. Мы выстроили декорации в высоту, постарались охватить весь объем сцены, и получился такой «черный кабинет».
– Создатели спектакля как «создатели» своего нового мира нашли новое современное решение, новые образы, новые метафоры, новое звучание, новые формы, не изменив ни одного слова в авторском тексте, за что им отдельное спасибо, – так отозвалась о премьере театровед Светлана Хидирова. – Режиссеру, художнику, композитору и актерам удалось увидеть самим и показать нам пьесу середины прошлого века так, что она захватывает наше внимание, не позволяя отвлекаться. Да и следить надо успевать за каждым движением каждой куклы, за каждым жестом, за каждой мимической оценкой актеров. Зрители на премьере получили это неожиданное для театра кукол удовольствие, словно побывали на драматическом спектакле. Это и сюрприз, и подарок! Нет масок и условно-примитивных кукол, которых мы видим в образцовской постановке. Удивительно оригинально и неожиданно выглядит сочетание «черного кабинета» и тантамаресок.
Так и получается: зритель видит и необычных кукол, и актеров, ими управляющих, как в случае с Адамом, Евой, Лилит. Мы увлеченно следим за историей ангелов и Люцифера, чья кукольная ипостась органично соединена с обликом артистов-исполнителей. Отдельная благодарность – композитору Николаю Морозову и художнику по свету Игорю Мызовскому, чей творческий союз в новой «Божественной комедии» оказался необыкновенно ярким, красивым, запоминающимся.
А закончилось все очень хорошо! Изгнанные из Эдема Адам и Ева не пропали, не погибли – ровно так, как записано в Библии, в истории человечества от самого ее начала. Первые люди дали жизнь своим детям, затем внукам, правнукам, праправнукам – и в конце концов нам, их отдаленным потомкам, в чем-то очень похожим на своих прародителей. Поэтому «Божественная комедия» в новом прочтении по-прежнему актуальна, смешна, красива – и ее обязательно стоит посмотреть!
Фото из группы театра кукол «ВКонтакте»