Великий трудовой подвиг первостроителей КамАЗа и нового города забыт. Как ни горько кому-то это услышать, но подвиг забыт. Еще не всеми, но уже многими. Это показали глупые и грубые комментарии под опубликованной в одном из челнинских пабликов фотографией макета Стеллы первостроителям. Она будет установлена в районе второй поликлиники на въезде в город.
Мы не будем приводить эти комментарии. Они сводятся к тому, что вот опять будут с народа деньги собирать непонятно на что. Здесь важно то, что пользователям соцсети уже действительно непонятно о чем идет речь, что такое стелла, почему и зачем она ставится. Что ж, мы постараемся напомнить непросвещенным что это было. Что значил КамАЗ для огромной страны по имени СССР, что значил он для людей, его строивших и почему опыт строительства автогиганта и города так важен и нужен именно тем, кто сейчас недоумевает и ерничает над одним только упоминанием о том, что на въезде в город будет установлена стелла первостроителям КамАЗа.
Чтобы наши аргументы были убедительнее, мы решили не расспрашивать самих первостроителей о том, как покорилась им грандиозная стройка и чего это стоило. Мы решили воспользоваться помощью профессионалов и нашли в интернете публикации зарубежных корреспондентов, которые приезжали на строительство КамАЗа в начале 70-х годов прошлого века, оценки экспертов. Цифры и факты лучше всего показывают, так что же это было.
Начнем с того, зачем вообще понадобилось строить гигантский автозавод. Вот выдержка из публикации РИА «Новости» к очередной годовщине со дня пуска КАМАЗа в эксплуатацию.
«В 60-х годах прошлого века СССР начал активно развиваться – на путь развития встали все отрасли. Росла экономика, быстрыми темпами росло строительство жилых домов для всех граждан СССР. Вместе с этим повышались объемы грузоперевозок. После войны автомобили создавали, но делалось это очень медленно, а существующего парка не хватало. Заводы очень старались, но не могли покрыть дефицит».
Здесь нужно немножко пояснить. В ноябре 1964 года в высшем руководстве страны произошел фактически «дворцовый переворот». Группа лидеров правящей страной КПСС отправила в отставку первого секретаря ЦК Никиту Хрущева. Первым (затем и Генеральным) секретарем КПСС и фактически президентом страны стал Леонид Брежнев. А председателем Совета Министров СССР (премьер-министром) стал Алексей Косыгин. В молодости, то есть во времена введенного Лениным НЭПа (новой экономической политики) Косыгин был одним из лучших экономистов и кооператоров. В 60-е годы Косыгин возглавил команду реформаторов, которые при Брежневе начали преобразования, целью которых было построение социалистической (социально ориентированной) рыночной экономики. Косыгин был коммунист, то есть реформы в стране стали осуществлять «продвинутые» коммунисты.
Результат не заставил себя ждать. В те годы экономика страны жила пятилетками – пятилетними планами развития. Так вот, за одну 8-ю пятилетку (отсчет велся с 1930-х годов), то есть с 1965 по 1970 производство товаров в стране увеличилось вдвое. То есть, щло то самое активное развитие всех отраслей, о котором и пишут «Новости» в приведенном отрывке. Другими словами, КАМАЗ – это порождение стремительного развития, движения вперед к процветанию страны и ее народа.
Теперь мы приведем всего лишь две даты. 14 августа 1969 г. было подписано постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской АССР". Первый серийный грузовик на базе прототипа ЗИЛ-170, получивший индекс КамАЗ-5320, сошел с конвейера завода 16 февраля 1976 г. То есть, от постановления до его результата прошло меньше 7 лет. Само строительство началось 13 декабря 1969 года, когда экскаваторщик Носков вынул первый ков земли на месте будущей стройиндустрии.
Теперь, все, у кого есть хоть какое-то воображение, попытайтесь оценить масштабы строительства, которые были реализованы всего за 6 лет. "В 1969 году в Набережных Челнах проживало около 30 тысяч человек. Все предусмотрено для того, чтобы рабочие осели здесь надолго. Параллельно с заводом растет новый город. К 1 января 1971 года Набережные Челны насчитывали 55 800 жителей, через год — уже 100 тысяч. В 1975 году в городе будет 200 тысяч жителей. Создание нового города составляет второй фронт строительства на Каме. На «КамАЗе» работают представители 42 национальностей», писал в 1972 году журналист из ГДР Ганс Эггерт. Ежегодно население Набережных Челнов прирастало на 40-50 тысяч человек. Стройка росла, росло и количество ее участников. Но одновременно это были будущие специалисты автозавода, автостроители.
Иностранцы поражались смекалке, изобретательности строителей современных Набережных Челнов. «Кроме уникальных размеров, для завода на Каме характерны и другие особенности. Как правило, строительству любого завода предшествует разработка тщательно продуманного плана предприятия и технологии производства машин. Здесь же после того, как было принято решение по основным пунктам проекта, планирование строительства и применяемой технологии осуществляется в ходе самих работ». «Стремление обеспечить выигрыш во времени чувствуется во всем. Например, здесь отказались от использования в качестве финдамента бетонных плит. Традиционный метод требует вырыть котлован и заложить плиты, на которых затем устанавливаются столбы. Именно это предусматривалось в первых проектах. Для их осуществления необходимо было бы вынуть примерно 100 миллионов кубических метров земли. Однако руководство строительством быстро пришло к выводу, что, идя таким путем, не удастся выдержать сроки. Тогда было решено бурить землю, залить в скважины бетон и закрепить в нем столбы. Результаты говорят сами за себя; темп работы удвоился, освободилась рабочая сила - писал в том же 1972-м году журналист французской «Юманите» Серж Лейрак.
Очень интересно как на строительство КАМАЗа и города реагировали американцы. Вот что об этом написал экономический обозреватель РИА «Новости» Влад Гринкевич:
«Многие уверены: такое было возможно только в СССР - за каких то шесть лет, практически на пустом месте, был создан гигант автомобильной индустрии. Даже конгресс США признавал, что решить такую задачу рыночными методами невозможно.Строительство КАМАЗа по сути было повторением истории советской индустриализации, только без перегибов и репрессий. Государственный капитал, мобилизация рабочей силы (население города росло на 30-40 тыс человек в год), использование передового зарубежного опыта.
Американцы тогда получили повод позлорадствовать: советский завод построили США! Не совсем так. В оснащении КАМАЗа участвовали более 700 иностранных компаний, европейских, американских, канадских и японских. А еще 2 тыс советских предприятий. Кстати, это хорошая иллюстрация масштабов проекта; для сравнения, в проекте по созданию советского «шаттла» «Буран» участвовало 3 тыс. предприятий.
КАМАЗ – дитя всего лучшего, что было в социалистической идее, дитя эпохи рыночных реформ в экономике, нацеленной на процветание всего общества, а не самых «удачливых» его индивидуумов. КАМАЗ – это еще один мощный локомотив, который должен был двигать и экономику и общество вперед к развитию. Не вина строителей КАМАЗа в том, что к середине 70-х годов у генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева стала развиваться бессонница, которую ему лечили так, что началась деградация способностей «дорогого Леонида Ильича» к руководству и к работе вообще. Слабеющий Брежнев позволил захватить власть в партии и стране консерваторам. Они вынудили Косыгина свернуть реформы, в экономике начался застой. Дальнейшее нам известно.
Но как бы там ни было КАМАЗ – это восхитительная победа его создателей-первостроителей. По значимости, по масштабу, по смыслу это куда более значительная победа, чем выигрыш наших хоккеистов у сборной Канады в Монреале в 1973 году со счетом 7:3. Это куда более значительная победа, чем подвиг экипажа советского космического корабля «Союз-7». Такой героизм и мастерство, который проявили наши спортсмены в матче против канадцев и наши космонавты на орбите, строители КАМАЗа проявляли каждый день в течение шести лет. Беда в том, что мы действительно стали забывать что к чему.
Архитектор Владимир Нестеренко
Для архитектора Владимира Нестеренко, автора той самой стеллы первостроителям, которая будет установлена в поселке ГЭС на въезде в город, в истории строительства КАМАЗа важен не столько весь его масштаб и рекордные сроки, сколько тот настрой, с которым все это делалось. По задумке Владимира Николаевича стелла устанавливается в память о поколении, для которого дело страны становилось его делом.
- Стелла – это не памятник каким-то конкретным героям. Стелла – это памятный знак событию и всему тому, чем это событие было проникнуто. Сегодняшнее поколение об этом событии должно знаать и помнить, - говорит Нестеренко. На колоннах стеллы будут выгравированы вехи строительства КАМАЗа и города. Стелла устанавливается по инициативе первостроителей. Сейчас создается фонд финансирования строительства стеллы. Деньги в фонд будут перечисляться добровольно всеми желающими.
Нестеренко пока не хочет рассказывать в деталях как именно будет выглядеть стелла в окончательном варианте, из каких материалов будет изготовлена и во сколько обойдется. Здесь не все еще ясно. Но автор готов поручиться за то, что эта стелла станет украшением и достопримечательностью города. Не спешите судить по макету, дождитесь, когда стелла появится на своем месте.
А если вы думаете, что стелла нужна лишь для того, чтобы утешить самолюбие пожилых первостроителей, то вы в корне ошибаетесь. Стелла устанавливается как знак сегодняшним молодым, подрастающим гражданам города и страны. В 2015 году была принята Стратегия социально-экономического развития Набережных Челнов до 2030-го года. Это не заумный план строительства мифического коммунизма, здесь все жестко и жизненно. За 15 лет (два из которых уже прошли) активным, амбициозным, деятельным людям нужно превратить Набережные Челны в суперкультурный кибергород. Речь идет о технической, культурной, интеллекутальной революции за суперкороткое время. Без этого у города нет будущего. Стелла будет напоминать молодым о том, где кроются секреты успеха в решении таких масштабных задач. Именно для этого она и нужна.
Ниже мы публикуем фильм «Товарищ КамАЗ». Он был снят в начале 70-х. Этот фильм очень правдиво без прикрас повествует о том, как и кем КамАЗ строился.
Сергей ИСИЧКО
Фото с сайтов: fishki.net, super chlen.ru, 22-91.ru